10 июля 2022, 17:48

Больницы Севастополя рискуют остаться без лекарств, техники и еды для пациентов

В Севастополе возникла сложная ситуация из-за недофинансирования государственной системы здравоохранения. Если она будет существовать дальше, то больницы останутся без медикаментов, обслуживания оборудования и питания для пациентов, поскольку не будет денег для расчётов с поставщиками товаров и услуг. В заксобрании и правительстве города считают, что проблему можно устранить при помощи федеральных властей, если они не будут находить мнимых поводов для нерешения вопроса.

Государственная система здравоохранения в Севастополе требует наибольшего внимания со стороны властей города, считает глава контрольно-счётной палаты Севастополя Юлия Кокарева. Она отметила, что в Севастополе «мы все видим» недофинансирование здравоохранения в целом и территориальной программы обязательного медицинского страхования в частности, из-за чего возникли задолженности медучреждений перед своими подрядчиками и поставщиками и неоказание плановой медицинской помощи. В целом эта проблема вызвана и правовыми проблемами «на федеральном уровне», и ростом населения Севастополя, особенностями населения города и его заболеваемости, полагает Кокарева.

«В любом случае, отсутствует надлежащий источник доходов территориального фонда [обязательного медицинского страхования], мы не можем поднять тарифы [на обслуживание государственными медорганизациями населения], мы не можем довести необходимые объёмы плановой помощи по некоторым профилям [до необходимого уровня]. Здоровье граждан — это человеческий капитал, это самое насущное ожидание граждан от государства, и повышение качества и доступности медпомощи — это наша (властей города — прим.) с вами задача», — сказала председатель контрольно-счётной палаты Севастополя.

Она подчеркнула, что нынешний уровень государственной системы здравоохранения Севастополя останется таким же, если необходимые для изменения ситуации решения не поддержит федеральный центр.

Согласно отчёту о деятельности контрольной-счётной палаты Севастополя в 2021 году, копия которого есть у «Политемы», департамент здравоохранения Севастополя не обеспечил эффективное осуществление концепции развития государственного здравоохранения города, в системе здравоохранения Севастополя не ликвидирована нехватка медперсонала, уменьшилось количество врачей в медучреждения города, бюрократические «финты» с составами медорганизаций — кстати, не согласованные с правительством города — не повлияли на улучшение финансового состояния учреждений.

Депутат заксобрания Севастополя Екатерина Бубнова, ссылаясь на свою парламентскую деятельность, отметила рост обращений граждан из-за невозможности получения ими медицинской помощи, потому что либо в больнице нет нужного врача, либо в медучреждении невозможно сделать какие-то исследования или анализы и так далее.

«При этом терапевт — даже по просьбе пациента — не даёт направление на платное обследование [в частных клиниках, имеющих возможность предоставить медуслуги], чтобы пациент потом мог возместить сумму, заплаченную за это исследование, через страховую компанию, — рассказала Бубнова. — Такая проблема существует и сейчас она обострится. Потому что лето, потому что отпуска, не хватает специалистов [в больницах], что-то происходит с техникой [в государственных медучреждениях]. Ко мне на приём пришёл человек, которому нужно делать химиотерапию, он не может добиться талона на УЗИ [перед химиотерапией]. Наверное, есть какое-то решение этой проблемы у терфонда [обязательного медицинского страхования] и у департамента здравоохранения [Севастополя]. Если такого оперативного решения нет, то мне бы очень хотелось, чтобы оно появилось».

Ситуация с финансированием государственных медучреждений Севастополя — «довольно сложная» и «очень серьёзная», растут их долги перед поставщиками товаров и услуг, констатировал председатель постоянной комиссии заксобрания города по бюджету Вячеслав Аксёнов.

«Растёт кредиторская задолженность наших медицинских учреждений, и за прошлый год эта задолженность — просроченная кредиторская задолженность — увеличилась в более чем два раза (или на 280 миллионов рублей). Что это означает? Наши больницы не вовремя рассчитываются за поставленные лекарства, за питание для больных, за ремонт, за обслуживание техники — и в результате создаётся нехорошая ситуация, когда подрядные организации отказываются заключать договора [с медучреждениями] — и у нас дорогостоящее оборудование простаивает без обслуживания, без ремонта», — пояснил депутат.

По его мнению, это — не проблема территориального фонда обязательного медицинского страхования, который финансирует оказание предусмотренной законодательством обязательной медпомощи в городе, — «мы с вами видим, что [выделенные территориальным фондом] средства использованы полностью».

«Это — вопрос организации и планирования [деятельности медицинских организаций], это вопрос действующих нормативов [финансирования оказания медицинской помощи], и эти вопросы нужно решать на федеральном уровне, — уверен Аксёнов. — Нужно приложить усилия законодательному собранию и правительству города Севастополя для того, чтобы добиться изменений в порядке определения нормативов финансирования здравоохранения города Севастополя».

С тем, что ситуация с недофинансированием государственной системы здравоохранения в Севастополе — серьёзная, согласна и глава территориального фонда обязательного медицинского страхования Севастополя Татьяна Гроздова. Она добавила, что возглавляемый ею фонд проверил все медучреждения города на наличие долгов перед подрядчиками, и возникло несколько требующих ответов вопросов.

«Первый вопрос — это финансово-хозяйственная деятельность: доходы и расходы [в медорганизациях] не совсем корректно учитываются, нужно правильно их учитывать.

Второй — самый серьёзный: обязательства, которые берёт [на себя] больница по финансовым средствам, если она берёт средства у [территориального фонда] ОМС, должны соответствовать нашим доходам. Ответственность за формирование кредиторской задолженности — на главном враче. Я думаю, что эта работа (по установлению причин возникновения долгов — прим.) должна проводиться с главными врачами, [необходимо] смотреть в каждом конкретном случае, какие причины [возникновения долгов].

Моё мнение как директора фонда, мы должны найти деньги и погасить всю просроченную кредиторскую задолженность, определить, почему она возникает, какой больнице какая необходима дотация по плану финансово-хозяйственной деятельности <…>. И в последующем полная ответственность [за финансовое состояние медучреждения] должна лежать как на руководителе медорганизации, так и на руководителе департамента [здравоохранения Севастополя]», — отметила Гроздова.

Тех денег, которые выделяются на оказание государственными медучреждениями Севастополя медицинской помощи, «категорически недостаточно», подчеркнула председатель постоянного комитета заксобрания Севастополя по здравоохранению и социальной политике Татьяна Щербакова.

«Медицина нуждается в дофинансировании — как минимум на 15-20 процентов, чтобы закрыть те вопросы, которые сейчас есть. Иначе наши врачи будут получать зарплату — это защищённая статья [бюджетных расходов], но у нас не будет ни лекарств, ни питания, ни оборудования, которое встанет без обслуживания», — предупредила депутат.

Щербакова напомнила, что власти города уже обращались в правительство России с просьбой о помощи в финансировании государственного здравоохранения Севастополя, но получили отказ под притворным предлогом, без получения объективной информации о сложившейся ситуации. Она предложила своим коллегам-парламентариями вместе с исполнительной властью города снова, но «более настойчиво» обратиться к федеральному центру для решения проблемы.

Замгубернатора Севастополя Александр Кулагин, курирующий здравоохранение, считает, что ситуация с финансированием отрасли — «достаточно напряжённая» не только в Севастополе, но и во всей стране, и связано это «со многими факторами». Он напомнил, что финансирование оказания медпомощи работающему человеку осуществляется за счёт взноса, который он уплачивает со своей зарплаты, а неработающему — за счёт денег, которые вместо него платят региональные власти.

«Эти деньги — достаточно серьёзная нагрузка для бюджета (региона — прим.), — подчеркнул Кулагин. — Если в Севастополе (в составе бюджета города — прим.) около 20 миллиардов собственных доходов, то больше двух миллиардов [рублей] уплачивается взнос за неработающее население. Такая структура у нас сложилась, в этом нет ничего плохого. Но Счётная палата [России] поднимает вопрос на федеральном уровне, чтобы хотя бы часть этих взносов платилась за счёт федеральных средств. По крайней мере, за пенсионеров, которые у нас являются федеральными льготниками. Если это произойдёт, то у субъектов появится больший потенциал, возможности для финансирования системы здравоохранения».

Кроме того, добавил вице-губернатор Севастополя, глава города Михаил Развожаев поднял в Москве увеличения финансирования здравоохранения Севастополя «по линии [обязательного] медицинского страхования».

Вопрос погашения долгов государственных медучреждений города — под контролем Развожаева, заверил замгубернатора Севастополя Александр Кулагин. Он также напомнил, что в 2021 году долги были погашены за счёт денег резервного фонда правительства России, к которому за помощью обратился Михаил Развожаева.

«Я думаю, что в этом году точно также мы поступим <…>, — сказал Кулагин. — Хочу заверить: вопрос — серьёзный, на контроле, и пациенты не останутся без лекарств, без питания в стационарах наших медицинских организаций».

Ранее стало известно, что команда губернатора Севастополя Михаила Развожаева и его подрядчик сорвали масштабное строительство на Фиолентовском шоссе больницы скорой медицинской помощи и онкологического диспансера.

Напомним, что Развожаев объявил: строительство в Севастополе приютов для бомжей и бездомных животных не являются приоритетом для него.