Выборы, а не перестановки позволят улучшить качество управляемости СКФО: мнение Антона Чаблина

Замминистра экономического развития Сергей Назаров, который занимается курированием Северного Кавказа, существенно изменил систему управления региона. Перестановки происходят на фоне выводов Счетной палаты, которые были сделаны по итогам проверки Северо-Кавказского федерального округа. В соответствии с преобразованиями, теперь развитием Кавказа будет заниматься лишь два департамента, после того как был упразднен департамент территориального планирования (возглавлял Иван Безменов).

За последние несколько лет управляемость региона пытались улучшить, создавая различные управленческие схемы, как на региональном, так и на федеральном уровне. Те не менее, по прошествии очередного испытательного срока существенного улучшения не происходило. Сомнительно, что и новые изменения позволят достичь желаемого результата. Такое мнение в беседе с «Политемой» высказал руководитель аналитического центра «Акценты», кандидат политических наук Антон Чаблин.

«На Северном Кавказе уже, похоже, и счет потеряли всем реформам системы управления. Регион, несмотря на его признание приоритетным, «передавали» от одного федерального ведомства к другому: Минрегиона, Минкавказа, Минэкономики. Создавались и упразднялись институты развития (в частности, сейчас «Корпорация развития Северного Кавказа» присоединяется к «Курортам Северного Кавказа»). А количество персоналий, так или иначе связанных с курированием  регионом на федеральном уровне, вообще не поддается счету. Но дольше всего пребывал в этом статусе Александр Хлопонин (полномочный представитель президента Российской Федерации в СКФО — прим. ред.), который даже после ухода из правительства в 2018 году оставил многочисленных протеже — и в органах власти, и в коммерческих структурах.

Фактически, именно ту систему управления регионом, которая была создана командой Хлопонина, и критиковали фактически ежегодно в своих проверках Счетная палата и Генеральная прокуратура. Средства, выделяемые из бюджета на развитие Северного Кавказа, тратились в целом неэффективно, обещанного модернизационного рывка, начиная с 2010 года, достичь так и не удалось. Это, кстати, значительно контрастировало с определенными успехами, которые Москва сумела добиться в других приоритетных территориях: например, в Крыму, в Арктике, на Дальнем Востоке.

И вот — очередная кадровая перестановка, которая даже на полноценную реформу системы управления не тянет. Особенно на фоне всех предыдущих изменений, которые происходили на Северном Кавказе примерно в среднем каждые пару лет. Чего-то принципиально нового пока тоже не предложено. Да и вряд ли предложено может быть, учитывая, что все финансовые и экономические инструменты уже опробованы: бюджетные кредиты, субсидии, концессии. Вероятно, причина неуспеха — в том, что отдельные экономические трансформации не сопровождались радикальными политическими преобразованиями. Взять хотя бы консервацию системы назначения глав северокавказских республик. Почему Москва боится проведения выборов, я понять не могу. Очевидно, что какого-то условного Навального здесь почти никогда и не выберут, но губернаторские выборы явно позволят канализировать избыточную пассионарность общества».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version