17 февраля 2022, 09:35

Трагедия ВОВ на донской земле: Историк Клочков — о проекте «Без срока давности»

Трагедия ВОВ на донской земле: Историк Клочков — о проекте «Без срока давности»

Весной 2022 года в Ростове в парке Авиаторов начнутся раскопки в рамках федерального проекта «Без срока давности». С октября 1942 года в парке проходили массовые расстрелы ростовчан. Там же их тела и захоронили. Помимо Ростова работы будут проходить и на востоке региона — в Пролетарском районе.

Ростов-на-Дону переживал две оккупации, которые сопровождались зверствами оккупационных войск. О трагических событиях области в беседе с «Политемой» рассказал историк Андрей Клочков.

«Что касается преступлений, которые были совершены на территории Ростовской области, то Ростов оказывался два раза под оккупацией и до освобождения в 1943 году у области еще не был выработан достаточно оперативный, категориальный аппарат и методы расследования. Сведения о преступлениях в Ростове-на-Дону, которые были совершены в период первой оккупации (а это рассказы жителей о зверствах захватчиков), попадали в сводки совинформбюро и в ноты наркома иностранных дел Вячеслава Михайловича Молотова. Он в своих нотах от 6 января и 27 апреля 1942 года об этом сообщает.

В 1943 году создавалась чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистких захватчиков, и в нашей области была проделана очень большая работа: комиссия обработала показания 14,5 тысяч свидетелей. Самое известное преступление, которое было совершено — это массовые казни и убийства на территории Змиёвской балки, куда свозили ростовчан преимущественно еврейского происхождения. Примерно 27 тысяч человек там похоронены. Да и понятное дело, что там были не только евреи.

Например, согласно данным Фонда «Без срока давности» всего в Ростове от бомбёжек накануне и во время оккупации погибло 6 563 человека, а в Ростовской области в целом 7 737 человек. Все слышали о бомбардировке Герники в 1937 году — это, мягко говоря, сопоставимо. Или самый известный пример — это 20 июля 1942 года, когда в ходе бомбардировки Ростова было уничтожено здание гостиницы «Интернационал» — погибло около 2500 мирных граждан. Это были укрывавшиеся в подвале жители, рабочие, служащие, люди, которые находились неподалеку и постояльцы гостиницы.

Непосредственно в Ростове во дворе тюрьмы, где содержались советские граждане, после освобождения было обнаружено 1154 трупа женщин, мужчин и детей. Многие предварительно были подвергнуты пыткам, избиению и у многих отсутствуют конечности.В ходе оккупации Сальска, которая шла с конца июля 1942 по январь 1943, было уничтожено около 3000 человек, а Новочеркасске в психиатрической лечебнице были убиты 95 душевнобольных человеки так далее, так далее.

Проект «Без срока давности», насколько я понимаю, это попытка по-новому реанимировать то, чем занималась Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на территории Советского Союза, которая была создана еще во время войны, — продолжает эксперт. — Реанимировать так, чтобы это было популярно, известно, в цифровом формате и общедоступно.

«В 2020 году президент Путин инициировал данную идею, в основном он и был автором проекта «Без срока давности». То есть его позиционируют как просветительский проект, направленный на сохранение памяти о Великой Отечественной войне. В рамках этого проекта рассекречиваются архивные документы, ведутся поисковые работы, различные акции, проводятся научные конференции. Основное — это сбор новых документов, введение их в научный оборот и детализация старых.

Что касается Парка Авиаторов по акции «Без срока давности», этим занимается организация «Миус — Фронт», то есть поисковики. Сейчас Парк Авиаторов входит в состав Ростова, а тогда там были казачьи поселения и формально в состав Ростова он не входил. Это были репрессии, которые осуществлялись на территории казачьих станиц.

Наверное, единственный минус у проекта, это то, что он ограничен территорией РСФСР. Впрочем, понятно, ведь нашим историкам в тех же архивах Украины было бы тяжело работать. Поэтому все старые или новые архивные данные приходится упорядочивать и синхронизировать», — подытожил Андрей Клочков.

Фото: Pixabay.com