Несмотря на то, что новый глава Роскосмоса Юрий Борисов анонсировал выход России из проекта МКС в течении двух лет, в NASA считают, что это не может произойти раньше 2028 года. Об этом рассказала руководитель космических операций Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) Кэти Людерс.
При этом в NASA соглашаются, что выход России станет ударом по проекту МКС. Именно поэтому Запад уже сейчас готовится к переходу к коммерческим космическим станциям на низкой орбите. Перспективы США в космосе без кооперации с Россией в беседе с «Политемой» обсудил публицист, депутат Госдумы Анатолий Вассерман.
«Американцы еще могут что-то явить миру, но большая часть наших двигателей имеют заметно лучшую весовую эффективность, чем американские, что может при прочих равных условиях обеспечить большую полезную нагрузку. Некоторые наши двигатели американцы даже лицензировали (получили право на их производство), получили техническую и технологическую документацию, но так и не смогли это осуществить. Они до сих пор закупают эти двигатели у нас.
В принципе они создали свои двигатели примерно той же весовой и ценовой категории, но всё равно у них это получилось менее эффективно. Полагаю, что такая картина есть и на многих других направлениях».
Так называемые коммерческие полеты и коммерческие станции, о которых говорят в NASA, тоже вызывают ряд вопросов. Сейчас многое, что касается американских космических проектов, связывают с Илоном Маском, но и в его работе есть ряд важных нюансов, отмечает Анатолий Вассерман.
«Американцы расхваливают, так называемый «частный космос», они уверяют, что Илон Маск всё сделал сам, но на самом деле он использует колоссальный патентный фонд, принадлежащий Национальному аэрокосмическому управлению. Все патенты, принадлежащие государству любые частные лица в праве использовать бесплатно. А за более полувека космической гонки фонд там накопился колоссальный.
Илон Маск долгое время отчаянно демпинговал на рынке космических пусков, запускал коммерческие полезные нагрузки значительно дешевле, чем наш Роскосмос. Но это было обеспечено тем, что государственные полезные нагрузки он запускал в несколько раз дороже. При реальных расходах на запуск, этими деньгами он покрывал коммерческий демпинг.
Сейчас он убедился, что у Роскосмоса осталась весьма стабильная директура, которая не клюёт на демпинговую цену, и, соответственно, он сейчас понемногу сворачивает этот демпинг, повышая цены на коммерческие запуски».