16 декабря 2021, 08:07

Партнёры Первышова требуют 140 млн за непоставленные ими Краснодару кузова троллейбусов

Иск о взыскании 140 миллионов рублей с департамента транспорта Краснодара поступил в Арбитражный суд Краснодарского края. Заявитель — зарегистрированная в Псковской области компания «Алькор», иск которой принят судом к рассмотрению. Предварительное заседание назначено на 25 января 2021 года, узнала «Политема» из материалов процесса.

ООО «Алькор» требует от департамента оплатить указанную сумму за выполнение фирмой муниципального контракта об изготовлении 10 кузовов (заключён в июне 2021 года — прим.) и принять эти кузова, сказано в заявлении предприятия.

Однако, как стало известно «Политеме», у дептранса Краснодара есть претензии к «Алькору»: по данным на 7 декабря, компания не поставила все 10 кузовов и не предоставила на них необходимую документацию.

«Политема» выяснила, что ООО «Алькор» зарегистрировано в деревне Моглино Псковской области в феврале 2020 года. Директором является Ирина Сватковская. Собственники фирмы — Ирина Сватковская (48%), Михаил Девятов (1%), Мария Козлова (2%), Татьяна Шаронова (1%), кипрская компания «Инвестонек Холдинг ЛТД» (48%) — это данные ЕГРЮЛ РФ на 15 декабря 2021 года. «Инвестонек Холдинг ЛТД» зарегистрирована в Никосии в ноябре 2020 года, согласно открытым данным.

Девятов, Козлова и Шаронова были зарегистрированы совладельцами «Алькора» в июле 2021 года. До того у «Алькора» были два совладельца — Сватковская и «Инвестонек Холдинг ЛТД», которые получили компанию в марте 2021 года от Михаила Гурдина, владевшего ею с марта 2020 года. А до того, с февраля 2020 года, собственником «Алькора» был Владимир Кузьмин, согласно данным системы «ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС».

В январе 2021 года администрация Краснодара сообщила, что компания «Алькор» будет поставщиком комплектующих для троллейбусов сборки муниципального предприятия «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление». Появление ООО «Алькор» в столице Кубани себе в заслугу поставил мэр Евгений Первышов (сейчас — депутат Госдумы). По его словам, к запуску сборки готовились весь 2020 год (как раз тогда создавались «Алькор» и кипрская офшорка «Инвестонек Холдинг ЛТД» — прим.).

«Приступаем к крупноузловой сборке абсолютно новых троллейбусов в кузове», — объявил Первышов, добавив: в 2021 году будет собрано не менее 10 троллейбусов, а в планах — 143 машины.

Для этого Первышов, глава «Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления» Андрей Грачёв и «Алькор» заключили специальное соглашение.

Тогда, в январе 2021 года, администрации Краснодара, расхваливая «Алькор», сообщила, что это — «предприятие с 16-летним опытом в производстве троллейбусов и электробусов». Однако, напомним, ООО «Алькор» зарегистрировано только в феврале 2020 года.

В середине апреля 2021 года администрация Краснодара отчиталась, что «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» собрало первый троллейбус из поставленных «Алькором» комплектующих. Как отметила горадминистрации, троллейбус начали собирать в январе 2021 года.

Однако комплектующие для троллейбуса у «Алькора» официально приобретались «Краснодарским трамвайно-троллейбусным управлением», согласно системе госзакупок РФ, в начале апреля и конце мая 2021 года по неконкурентной процедуре закупки у единственного поставщика (со скрытыми требованиями к поставляемому товару). За кузов «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» заплатило 9,3 миллиона рублей, за детали отдало ещё 5,6 миллиона рублей. Условием покупки комплектующих было то, что они должны соответствовать требованиям, предъявляемым действующим законодательством РФ.

В июне 2021 года департамент транспорта Краснодара и «Алькор» заключили контракт (текст есть у редакции). По нему компания обязалась изготовить десять троллейбусных кузовов. Цена контракта — 140 миллионов рублей (14 миллионов рублей за кузов). Срок изготовления — по 30 сентября 2021 года. График поставки кузовов: три — до 31 июля, три — до 31 августа, четыре — до 30 сентября 2021 года. Изготовление кузовов — по месту нахождения ООО «Алькор» — в Вологде. Судя по техническому заданию к контракту, это должны были быть — за исключением некоторых деталей — готовые троллейбусы (причём в документах не видно было требования об их новизне).

Через неделю после подписания контракта прокуратура Краснодара предостерегла от опрометчивых действий, предупредив, что при поставке кузовов «Алькор» должен предоставить обязательный документ — сертификат «Одобрение типа транспортного средства» на изготовленные кузова.

В августе 2021 года выяснилось, что ни «Алькор», ни «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» не собирают новые троллейбусы. «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» вместо сборки якобы проводило лишь капитально-восстановительный ремонт старых машин с использованием старых деталей. При этом, как сообщила администрация Краснодара, срок поставки 10 кузовов (читай троллейбусов — прим.) перенесли на конец октября 2021 года. Задержку чиновники объяснили тем, что «в соответствии с требованием надзорных органов завод «Алькор» должен представить дополнительные документы на одобрение транспортного средства».

«Был подтверждающий документ — одобрение типа шасси, мы полагали, что одобрения типа шасси достаточно, чтобы можно было эксплуатировать, — объяснил провал проекта мэр Краснодара Евгений Первышов. — Прокуратура выставила требование о том, что необходимо получить одобрение транспортного средства — ещё один документ на новую машину, и было рекомендовано, чтобы мы сняли её с эксплуатации».

В сентябре 2021 года стало известно, что генпрокуратура России инициировала проверки для выяснения возможности возбудить уголовные дела о незаконном создании компании «Алькор», о мошенничестве, подделке документов и незаконном использовании средств индивидуализации товаров, о халатности и нецелевом использовании бюджетных денег при закупке троллейбусных кузовов, написало издание «Коммерсант».

Издание со ссылкой на правоохранителей отметило: на единственный собранный троллейбус нет необходимой документации, в частности, упомянутого выше одобрения типа транспортного средства — его выдают производителям после множества испытаний и краш-тестов. Кроме того, силовики выяснили: условия производства «Алькор» не соответствуют требованиям, а «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» не получало необходимо разрешения от официального производителя старых троллейбусов, которые то ли «Алькор» должен был собирать, то ли «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» — подвергнуть капитально-восстановительному ремонту. В администрации Краснодара признали: у «Алькора», которая должна по контракту собрать 10 троллейбусных кузовов, нет документов на сборку. В итоге: прокуратура использование собранного троллейбуса запретила, отправив его на экспертизу, а 140 миллионов рублей, предназначавшиеся «Алькору» за десять кузовов, были заморожены на банковских счетах.

По данным «Политемы», дептранс Краснодара предъявил «Алькору» претензию от 30 сентября 2021 года. В ней — требование заплатить пеню (840,7 тысячи рублей), поскольку «на 30. 09. 2021 подрядчиком кузова не поставлены в полном объёме». Кроме того, судя по тексту претензии, «Алькор» так и не представил одобрения типа транспортного средства.

Затем «Алькор» получил следующие претензии, — от 15 октября и 27 октября 2021 года, — в которых дептранс Краснодара потребовал уплаты пени в размере 1,31 миллиона и 1,66 миллиона рублей соответственно, потому что кузова не были поставлены. Судя по этим претензиям, предприятие опять не предоставило одобрения типа транспортного средства.

Последняя претензия дептранса Краснодара к «Алькору» датирована 7 декабря 2021 года. В ней — требование оплаты пени (3,1 миллиона рублей) и очередная констатация: компания не поставила кузова и не предоставила одобрение типа транспортного средства.

При этом, — было бы смешно, если бы не подозрения в нечистоте помыслов чиновников, — в претензиях департамент транспорта угрожает «Алькору», если компания не заплатит пени, обратиться в суд. В итоге, как сказано в начале, это «Алькор» подал иск в арбитражный суд о взыскании с дептранса 140 миллионов рублей за не поставленные городу троллейбусные кузова.