12 марта 2022, 10:48

Особенности национальной мобилизации: крымский пример

Особенности национальной мобилизации: крымский пример

Широко известно высказывание Сталина о необходимости преодолеть отставание в 50-100 лет от ведущих стран мира за 10 лет – «иначе нас растопчут». Учитывая, что датировано оно 1931 годом – ровно за десять лет до начала Великой Отечественной – можно считать его практически пророческим. К счастью, не в том смысле, что нас в итоге растоптали.

Сейчас на управленческий, социально-экономический и технологический рывок у нас нет и десяти лет. За считанные месяцы нужно если не сразу добиться результата, позволяющего выстоять в очень жестком и разрушительном противостоянии, то хотя бы взять темп и ритм, а главное – четко определиться со стратегией забега (тактика, разумеется, может и будет варьироваться). Руководство страны, преодолев свою классовую ограниченность, сумело принять важнейшее, выстраданное, одно из важнейших в истории решений по защите национально-государственных интересов. Теперь целой системе, мягко говоря, несовершенной и нездоровой, приходится лихорадочно перестраиваться под обеспечение тыла данного решения – притом что значительная часть элементов системы о нем до последнего момента не знала, знала частично либо смутно догадывалась.

В качестве примера возьмем Крым. Это ближайшее предполье операции на Украине, операция жизненно важна для безопасности полуострова и получения им долгожданной сухопутной связности с материковой Россией (помимо моста). Первые радостные результаты уже есть – пошла вода, ранее блокируемая украинцами. При этом крымская ситуация с кадрами и коррупцией хуже довольно скверной среднероссийской.

Глава региона Сергей Аксенов, руководствуясь федеральными целевыми установками, создал штаб «повышения устойчивости экономики», в который не вошел ни один представитель реального сектора. 23 члена – все чиновники, включая главу Минобрнауки, никогда не имевшую никакого отношения к экономике. В Севастополе ситуация не сильно лучше – там, помимо чиновников, в штабе ряд представителей бизнеса, вот только компании большинства из них либо известны в основном скандалами и курьезными историями, либо вообще много лет существуют лишь на бумаге.

А что вы думали? Кризис – явно не повод менять кадровые принципы и расширять круг людей, допускаемых к принятию решений хотя бы на консультативном уровне. Точнее, формально круг весьма широк, вот только люди внутри него хаотично циркулируют, меняя одно место на другое или вообще на тюремную камеру. Пример – должность главы администрации Симферополя, где с 2014 года поменялось пять местоблюстителей. На очередной конкурс в феврале попросту не набралось необходимого количества заявок. Повторную попытку оформили с избытком, нагнав почти два десятка заявок, в том от инженера, водителя, диспетчера и пятерых безработных. Все они призваны оформить легитимность главного претендента — министра внутренней политики, информации и связи Крыма Михаила Афанасьева. Афанасьев — бывший украинский судья и бывший глава администрации города Саки; к вопросу о «широкой замкнутости» кадровой обоймы и ее преемственности с времен украинской юрисдикции.

Аксенов оптимистично заявляет, что уход иностранных компаний из России в целом станет благом, как стал восемь лет назад для Крыма. При этом проблематично ознакомиться со списком компаний, пускай близких к власти, но эффективных, которые действительно что-то на полуострове заметно и качественно заместили по широкому спектру отраслей, начиная с питания. Пока что 70% крымских магазинов необоснованно завысили цены на продукты питания, то же и с лекарствами в аптеках. Сам Аксенов называет происходящее «крысиной возней», признает, что завышению попустительствуют местные чиновники, и пытается бороться с проблемой в ручном режиме.

А в это время свою престижную крымскую недвижимость продолжает сохранять семья некоего В.А.Зеленского. И тут вопросы как к самому «великому украинскому патриоту», так и к региональной власти. Впрочем, «Зе» сохраняет активы и в Москве – две сдаваемых в аренду квартиры. И тут уже вопросы к Москве.

К ней, в широком смысле, как к синониму государственности, вообще много вопросов. Прямо сейчас, понятно, никто кадровых революций производить не будет (хорошо, если они вообще когда-либо свершатся), особенно на ключевых  федеральных и региональных постах – говорят, даже отставку Набиуллиной не приняли, мол, сама дров наломала, сама и разгребай. Поэтому в ближайшее время будем наблюдать мучительный переход на мобилизационные рельсы под лозунгом генерала Лебедя «Тяжело плыть в соляной кислоте с отрубленными ногами».

Автор: Станислав Смагин