19 июня 2021, 16:01

Как скажется непогода на урожае Юга России: интервью Александра Гавриленко

Ростовская область и Краснодарский край традиционно являются лидерами России по экспорту зерна и других сельскохозяйственных культур. Руководство регионов ведет заочную гонку между собой за формальное первое место по производству стратегических культур.

В нынешнем году в нее вмешалась погода с затяжными дождями, когда в регионах за сутки выпадали месячные нормы осадок, что заставляет говорить о потенциальных потерях урожая. По мнению эксперта, учредителя Национального аграрного агентства Александра Гавриленко, которое он высказал в интервью «Политеме», излишние дожди не скажутся негативно на урожае в силу специфики региона, но при этом в сфере земледелия вызрели серьезные экономические проблемы, которые могут вынудить мелких фермеров прекратить свою деятельность.

«На самом деле гонка между Ростовом и Краснодаром идет скорее в головах чиновников. То есть после Советского Союза у нас остались вот эти вот «надои», «валовые сборы», «кто больше» и т.д. На мой взгляд, это больше такой политический момент, который не имеет принципиального значения, потому что основная прибыль Ростова и Краснодара — это экспорт, и здесь не так важно кого, ростовского или краснодарского происхождения, эта прибыль. То есть, это просто бизнес и нет смысла устраивать социалистическое соревнование кто больше произведет.

Эти регионы идут «ноздря в ноздрю», иногда чуть больше Краснодар делал, в прошлом году Ростов вышел на первое место, но не с большим отрывом. У всех общие одинаковые проблемы и они связаны с федеральными регуляторами, с тем, что делает федеральная власть. Я имею в виду в первую очередь зерновые пошлины, ну и вообще регуляцию цен на продукты то, что сейчас делает государство.

По поводу видов на урожай, кстати, у нас в целом по стране ситуация очень пёстрая и неоднозначная. В этом году погода преподнесла очень много сюрпризов. Если говорить в целом, то Юг России, наверно, даже выиграл от погоды. То есть у нас основная часть это озимая пшеница, которая садится осенью. В Ростовской области озимая пшеница — это примерно 80% от всех зерновых. В прошлом году, когда её сеяли, была очень сухая погода, и думали, что ситуация будет катастрофической. Потом зимой ситуация начала исправляться, выпали осадки, весна в целом для Юга тоже была хорошая, и виды на урожай у Юга хорошие, оптимистичные, в отличие от других регионов. Сильно пострадают центральные регионы, юг Сибири, юг Урала. Там ситуация намного хуже, там засухи и непонятно что будет.

Поэтому в этом отношении Юг России получше себя чувствует. Но опять же, накануне в Краснодаре прошли очень сильные аномальные ливни, и в Ростовской области идут сильные дожди, которые в чём-то даже излишни. Поэтому ситуация немного напряженная в целом по стране и по нашим двум регионам. Я буквально сегодня вернулся с Дня поля в Зерноградском районе, мы там смотрели в целом состояние посевов. Если будет всё так, как сейчас, без аномальных сюрпризов, то в Ростовской области, на Кубани может быть один из лучших урожаев за всю историю современной России за последние 30 лет. Точно не лучший (рекорд 17-го года мы, наверное, не повторим), но вполне возможно, что один из лучших. То есть зерно у нас будет, с голоду мы явно не помрём.

Проблема есть с экономикой. Основной проблемой сельского хозяйства сейчас является паритет цен. Наши власти в этом году увидели, что началась инфляция, начали расти цены на продукты, и они не придумали ничего лучше, как ограничить экспорт зерна. Типа у нас дорожает зерно, но, если мы поставим пошлину, запретим его вывозить, зерна больше останется в стране, значит будет больше дешевого зерна для мукомолов, для животноводов, значит будет дешевле мясо, хлебушек и так далее. Это абсолютно преступная логика, потому что в цене булки хлеба или килограмма мяса стоимость зерна не играет большой роли. Гораздо больше влияют налоги, фискальная нагрузка, зарплаты работникам, транспорт, логистика, коммунальные тарифы и т.д.

Работать нужно в этих сферах, а они взяли и перерезали крестьянину доход. То есть человек производил зерно, а ему сказали, что всё, по этой цене он не продаст, если он хочет вывозить зерно, то большую часть дохода у него заберут в виде пошлины. Но при этом очень выросли цены на все материальные ресурсы: удобрения, пестициды, сельхоз технику. Инфляция глобальна, она идет по всему миру сейчас, и цены на продукты в Америке тоже растут сейчас рекордными темпами, хоть и не такими как в России. И у нас рыночная экономика, мы тоже этого избежать не можем, растёт всё. Тупо из-за того, что американцы заливают огромное количество налички. Это грубое выражение, но именно там следует искать корень проблемы. Огромное количество денег, которые идут на рынки, разгоняют сырьевые рынки, товарные рынки, цены на зерно, на сахар и т.д. во всём мире. И получается, что цены на всё выросли и растут, инфляция разгоняется, крестьянин, если бы его не ограничивали в продаже зерна, он бы продавал это зерно дороже, по мировым ценам и по мировым ценам покупал бы удобрения и сельхоз технику. А так получается, что его сверхдоходы изымают, а сверхрасходы, которые сейчас начнутся, никто не компенсирует.

На Дне поля в Зеленограде выступали заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров и глава аграрного комитета законодательного собрания Ростовской области Вячеслав Василенко,  выступал министр сельского хозяйства Ростовской области Константин Рачаловский. Все они говорят, что производители пестицидов, удобрений и прочего — негодяи, поднимающие цены, рубят сук, на котором они сами сидят. Но они не понимают всей ситуации. То есть может быть и понимают, но ведут вот такую политику.

Сейчас ещё аграрии ладно, соберут урожай, по старым ценам они купили удобрения, пестициды, технику, но осенью им снова нужно будет сеять озимые. И когда в конце лета они начнут покупать все эти сельхоз расходники, они столкнутся с тем, что цены просто нереально подскочили, многие не смогут просто позволить себе это купить. Из-за этого мы сейчас стоим на пороге массовых банкротств предприятий, особенно мелких фермеров. Большие хозяйства имеют какой-то запас прочности, а вот мелкие фермеры, которые из года в год просто в ноль выходят, просто разорятся. Я боюсь, что такие случаи могут быть. Не знаю, насколько это массовая ситуация, но скорее всего нас ожидает череда вот таких проблем».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru