План вице-канцлера Германии Роберта Хабека заменить российский газ поставками сжиженного природного газа (СПГ) провалился. Об ошибочном решении немецкому изданию Bild сообщил депутат бундестага от ХДС Торстен Фрай. Хабек рассчитывал заместить недостачу российского газа сжиженным из других стран, но на сегодняшний день в мире не существует необходимого числа танкеров СПГ.
Вместе с тем, дефицит газа на континенте может вызвать войну за голубое топливо между странами Европы. Такое мнение высказала лидер крупнейшей оппозиционной немецкой партии ХДС Фридрих Мерц. Она призывает правительство делать все возможное для реализации контрактов с Россией. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с «Политемой» прокомментировал стремительно развивающийся кризис с газом в Европе.
«Ситуация с газом становиться все сложнее и сложнее. Особенно для Германии, потому что она рискует лишиться вообще прямых поставок российского газа. Газопровод «Ямал-Европа», который заканчивается в Германии, уже давно не работает из-за того, что Польша забрала, по сути, у Газпрома его долю у компании-оператора этого газопровода на польском участке (порядка 48%). В ответ российское государство ввело санкции против компании Europol. Теперь с ней нельзя вести никакие экономические отношения, а, следовательно, Газпром не может оплачивать транзит.
Дальше были проблемы с газопроводом «Северный поток». Там стоят турбины, которые были произведены компанией Siemens в Канаде, и, соответственно, она должна их обслуживать. Она сначала забрала первую турбину и отправила в Канаду на ТО. После текущего ремонта Канада ее не вернула, сославшись на то, что по их санкциям России запрещено поставлять такое оборудование. Следующая турбина выработала свои ресурсы, и теперь ее тоже нужно чинить, а Siemens уже ее не забирает. Ну, вот так постепенно весь газопровод может остановиться, если турбины никто не будет чинить».
На фоне этих процессов, депутат бундестага Клаус Эрнст призвал правительство в срочном порядке реанимировать проект «Северный поток — 2» (СП-2) и начать использовать его мощности для наполнения газохранилищ. Но здесь возникает ситуация, когда уже Москва может сказать свое весомое слово в условиях санкционной войны с Западом, отмечает эксперт.
«Даже возможностей получения российского газа становится все меньше. Это разгоняет дефицит на газовом рынке Европы – цены растут все выше и выше. Конечно, одна из очевидных возможностей решить эти проблемы (хотя бы частично) — запустить СП-2 и использовать его на полную мощность. По нему можно будет качать порядка 200 миллионов кубометров газа в сутки. Для Германии это станет лучшем решением проблемы в нынешних реалиях. Властям можно будет нормально подготовиться к отопительному сезону. Поэтому очевидно, что они начинают поднимать эту тему.
Удивительно, что они не додумали все это подавать под санкциями нанесению ущерба России — это было бы логично. Если бы Россия увеличила поставки газа в Европу, там бы снизились цены, и каждую тысячу кубов Газпром продавал бы дешевле. Вот и Россия, соответственно, получала бы меньше денег, если могла запустить СП-2. Хотя бы под этим соусом они бы могли все это подать, зачем они запускают трубопровод. Но они настолько демонизировали этот проект в предыдущие годы, что сейчас будет сложно как-то европейским гражданам объяснить, почему же они запускают трубопровод.
Поэтому я думаю, что здесь все-таки нужно говорить о том, что его точно запустить нельзя. Наверное все-таки европейцы считают, что это их крайний случай. Если станет угроза, что они не смогут пройти отопительный сезон, если они будут замерзать, только тогда они «как бы временно» до конца отопительного сезона уже в 2023 году его запустят.
Для России же стоит вопрос: «Мы будем ставить какие-то дополнительные условия?». То есть для нас, конечно, важно было бы договориться на постоянной основе использовать этот газопровод, показать, что он не опасен ничем. Есть обычная труба, если мы ее запускаем, то она должна иметь право работать в долгосрочной перспективе, а не просто так, что уже в апреле ее опять закроют и все. Вот, поэтому, я думаю, что здесь для России есть пространство для переговоров. Для нас важно договариваться использовать «Северный поток — 2» не просто в какой-то критичный момент с ее дальнейшим выключением, а использовать трубу в долгосрочной перспективе на много лет вперед».
Фото: ispionline.it