Очень сложная ситуация возникла в пассажирских перевозках в Краснодаре, сообщила руководитель общественного движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук на конференции «Перспективы и вызовы развития краевого общественного транспорта в 2022 году» 2 декабря.
Она рассказала, что в столице Кубани рынок пассажирских перевозок по не регулируемым государством тарифам, при которой перевозчики сами устанавливают стоимость проезда, выглядит сейчас так:
есть несколько перевозчиков (например, муниципальное предприятие «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление») с базами и автобусами, они нанимают водителей, чтобы те только осуществляли перевозки;
большинство же — получившие от чиновников маршруты «перевозчики», которые по всей России нанимают водителей, у которых есть свои автобусы (их покупают, например, через сайты объявлений, берут самые дешёвые ненадлежащего качества и класса машины и затем выживают из них всё, что можно, зачастую без обслуживания) и которые покупают право работы на маршрутах. «Перевозчики» при этом продают «путёвки» на большее количество автобусов, чем нужно на маршруте, и получали сверхдоходы, однако ни за что не отвечают — топливо, запчасти и всем остальным занимаются водители;
кроме того, есть собственники автобусов, сдаваемых в аренду водителям, — при этом водители мало того, что покупают «путёвки» на маршрут у «перевозчиков», так ещё оплачивает аренду машин (например, один «Хёндэ» стоит 2000 рублей в день). Порой владельцы сдаваемых в аренду автобусов — чиновники и «люди в погонах». Такие собственники, кстати, получили возможность не только приобрести по системе лизинга новые автобусы, но и получить на это ещё и государственную субсидию. После чего предложили водителям выкупать автобусы, из-за этого водители трясут из пассажиров последние копейки, но не, как оказываются, не выдерживают выплаты платежей и отказываются от автобусов. И в плюсе всё равно остаются «перевозчики», за автобусы которых по лизинговым платежам частично рассчитались водители.
«Эти и другие нарушения перевозок приводят к тому, что жители Краснодара вынуждены отказываться от общественного транспорта и пересаживаться на личный транспорт, тем самым усугубляя пробки, которые и до этого не были маленькими», — посетовала Репещук.
В связи с этим Краснодару нужны положительные перемены в пассажирских перевозках, в частности введение брутто-контрактов, которые бы по результатам конкурсных процедур заключали власти и транспортные компании, считает Марина Репещук.
«Администрация муниципалитета берёт на себя обязательство по перевозке пассажиров и собирает денежные сборы за проезд, а перевозчики становятся операторами — в их обязанности уже не входит, скажем так, выбить деньги из пассажиров (а в Краснодаре происходит именно так). Их обязанность — качественные перевозки, которые предполагают качественный транспорт, своевременный выход на маршруты, соблюдение интервалов движения, выпуск необходимого количества машин на маршруты, вежливость обслуживающего персонала», — пояснила глава «Транспортной инициативы».
Однако, уверена Репещук, с изменениями системы пассажирских перевозок в Краснодаре — неизбежным для столицы Кубани процессом — будут бороться те самые «перевозчики» и владельцы сдаваемых в аренду автобусов (не явно, а кулуарно). Они будут делать всё для создания проблем, возникновения в обществе определённых настроений — «как плохо при брутто-контрактах».
«Мы неоднократно обращались в различные органы правопорядка. У меня создалось такое впечатление, что то, что происходит, для людей в погонах — некая забава. Будто бы сотрудники прокуратуры, ФСБ, Следственного комитета и так далее запаслись попкорном и наблюдают за противостоянием пассажиров и перевозчиков с водителями», — отметила Марина Репещук.