Как мне кажется, столичные и вообще федеральные политологи и эксперты порой недооценивают уровень остросюжетности и напряженности в политической жизни Краснодарского края. При фактическом отсутствии публичной партийной борьбы именно там разворачиваются самые (или одни из самых) яркие интриги в борьбе закулисной, внутриэлитной. Линий сразу несколько – условно старые элиты против условно новых, условные местные против условных варягов.
Именно на Кубани борьба чаще и острее выплескиваются наружу, как это было, например, во время праймериз ЕР накануне думской кампании – тогда борьба между Константином Затулиным и Виталием Игнатенко в Сочи была злее и острее почти любых межпартийных баталий в ходе самой последующей кампании.Видимо, именно в цвета этой специфики окрашены и свежие новости относительно краснодарского градоначальника Андрея Алексеенко.Чуть больше месяца назад, 17 ноября, депутаты краснодарской городской думы утвердили его на новом посту. При этом наблюдатели, знакомые с кубанской жизнью, изначально оценивали этот факт скептически. Известный краснодарский независимый журналист, редактор сетевого издания «За Краснодар» Вячеслав Потапов так прокомментировал назначение в беседе с корреспондентом «Политемы»: «Андрей Алексеенко — это, безусловно, лучший кадр из тех, которыми располагает Вениамин Кондратьев. Значит ли это, что он справится с теми задачами, которые на мэра возлагает общество и государство? Нет, не значит. У губернатора Кубани очень короткая кадровая скамейка. И не потому, что кадров в крае нет. Серьёзные руководители под началом Кондратьева работать не станут…Вести диалог, слышать независимых от власти людей и находить приемлемое для всех сторон решение для него сложно. Возможно, он не считает необходимым это делать. Этот стиль работы он перенял от своего руководителя — Вениамина Кондратьева. Маловероятно, что Андрей Алексеенко сможет измениться. В этом возрасте люди редко меняются». В связи с этим Потапов выразил сомнения, что Алексеенко сможет решить многочисленные застарелые проблемы Краснодара.
Впрочем, еще до хотя бы первых выводов о потенциале Алексеенко в решении проблем Краснодара у него самого начались серьезные проблемы. 3 декабря в городской администрации прошли обыски и был задержан вице-мэр Кирилл Мавриди. Все тот же Потапов в комментарии «Политеме» связал произошедшее к застарелыми претензиям силовиков к Алексеенко, каковые после его нового назначения ничуть не рассосались: «Алексеенко не просто ставленник, он ближайший человек Вениамина Кондратьева. Он был назначен в Краснодар для реализации важных (и очень прибыльных) для Кондратьева проектов. Это зачастую проекты застройки территорий Краснодара многоэтажным жильём…Мы до сих пор не получили запрошенной информации о распределении средств и заключении контрактов краевым фондом обманутых дольщиков, который курировал Андрей Алексеенко. Даже краевая прокуратура по этому вопросу ничего внятного ответить не в состоянии. Прозрачность отсутствует и в других видах деятельности администрации губернатора Кондратьева, которые также курировал вице-губернатор Андрей Алексеенко. Очевидно, вопросы возникают не только у журналистов». И далее – пророчески: «Следовательно, в ближайшее время мы станем очевидцами других, возможно, даже более масштабных следственных действий. Тем более что это не противоречит федеральной повестке».
Дальше – больше. 10 декабря на популярном Телеграм-канале «ВЧК-ОГПУ», специализирующемся на антикоррупционных расследованиях и препарировании сомнительной подноготной чиновников, появилась заметка о разных интересных алексеенковских делах в районе Туапсе. Начало заметки, в принципе, передает ее основное содержание: «В криминальную эпопею превратился сюжет о казалось бы выдающемся событии в южной природоохране – увеличении площади расположенного в Туапсинском районе Агрийского заказника. Но куда более интересными оказались не те земли, что к заказнику будут присоединены, а те, что, согласно новым, «уточненным» границам из заказника, согласно губернаторскому постановлению, будут изъяты навсегда. Именно на них расположена дача мэра кубанской столицы Андрея Алексеенко». 16 декабря в команде градоначальника появляется фактический надзиратель от силового блока. Комментарий нашего – «Политемы» – Телеграм-канала: «Реальный мэр Краснодара — согласованный сегодня гордумой Слюсарев с закрытой биографией. В таких «прячут» или судимость, или работу в органах, чья служба и опасна и как будто не видна (и это не МВД). Советником по иностранным инвестициям главы Кубани Кондратьева, который направил Слюсарева в администрацию краевой столицы, вряд ли стал бы з/к».Зато з/к может стать…самим градоначальником.
17 декабря в повестку врывается ТГ-канал «Зам всех управлений», специализирующийся на инсайдах, связанных с деятельностью силовых и правоохранительных ведомств Юга России (причем инсайдах качественных – весной из донской полиции были уволены полдюжины офицеров, заподозренных в оказании «Заму» информаторских услуг). Там появился пост о судимости Алексеенко еще в армейские годы за издевательства над сослуживцами и вымогательство у них денег. 18 декабря ТГ-канал «Опричнина» так отозвался на данный пост: «Неуловимые коллеги публикуют о криминальном прошлом главы Краснодара Алексеенко. После публикации ВЧК-ОГПУ материала о его даче, сработали спусковые механизмы пылящихся и оцифрованных архивов. У нас даже возник вопрос: не списывают ли со счетов Андрея Алексеенко? Будет политическое решение, sioviki дадут правовую оценку имеющимся материалам». И вот 22 декабря происходит задержание Алексеенко. По версии следствия, еще в бытность кубанским вице-губернатором он получил через посредника взятку (ружьё стоимостью более полутора миллионов рублей) за выдачу застройщику документа о соответствии проекту построенного в Прикубанском округе Краснодара многоквартирного дома с недостатками. Чиновнику присвоили статус подозреваемого в совершении преступления. В оценках задержания, естественно, дефицита не было. Вячеслав Потапов выразил уверенность, что такого уровня шумности задержание вряд ли могло обойтись без согласования с Москвой. Телеграм-канал «Образ будущего» назвал вероятных выгодо- и невыгодополучателей случившегося: «Задержанный мэр Краснодара — человек Кондратьева. Следы инкриминируемого преступления ведут в сочинские проекты. Видимо, не без причастности мэра Сочи Алексея Копайгородского все происходит. Он, судя по всему, один из претендентов на пост губернатора взамен Кондратьева».
Но дальше начались события еще интереснее. Алексеенко отпустили и он как ни в чем не бывало вернулся на рабочее место, а с сайта, Телеграм- и Youtube каналов СК куда-то исчезло ранее опубликованное видео допроса чиновника, осталось только маленькое сообщение на сайте Главного следственного управления регионального СК. Тут комментарии посыпались едва ли не в большем количестве, чем по поводу самого задержания. Причем вполне понятного свойства. «ВЧК-ОГПУ»: «Это кому же позвонил наставник Алексеенко Вениамин Кондратьев, чтобы всему дали обратный ход». «Readovka»: «Возникает вопрос — неужели у Андрея Алексеенко есть настолько влиятельные покровители, что они оказались способны «нагнуть» даже подчиненных Бастрыкина и Бортникова (ведь задерживали мэра утром сотрудники ФСБ)».
Перед нами явно не эпилог истории, и все еще обещает заверте…, да так заверте… Добавлю, что, по мнению некоторых политологов, вся эта ситуация и падение влияния губернатора Кондратьева может даже привести к ущербу позициям ЕР и к тому, что некоторые члены региональной элиты решат на скорых выборах в региональное Заксобрание осчастливить своим присутствием списки других партий. Не уверен – скорее, вопрос как-то получится решить в своем коллективе, благо классовый интерес у всех участников один. Но уж в коллективе-то такая борьба за мир и единство грядет, что камня на камне не останется.
Автор: Станислав Смагин