02 июля 2021, 12:57

Властям Ростова-на-Дону необходимо серьезно поработать над проектом велосипедизации: мнение Александра Кулешова

Ростов, вместе Новосибирском, Омском, Воронежем и Нижним Новгородом оказались аутсайдерами по развитию велодорожной инфраструктуры. Это следует из исследования специалистов КБ «Стрелка», которое они провели совместно Delivery.

Муниципалитет Ростова-на-Дону периодически вспоминает об организации велодвижения в городе, но действенных мер не принимает. На данный момент велодорожки есть на Коммунистическом и Космонавтов, улицах Пушкинской, Левобережной, Береговой. Правда они никак между собой не связаны. Так, на Пушкинской — это просто нанесенная на плитке разметка.

Необходимость организации велосипедного транспорта, а также темпы решения этого вопроса в беседе с «Политемой» обсудил Управляющий партнер специализирующегося на благоустройстве проектного бюро «Среда» Александр Кулешов.

«Это история о том, что необходимо вводить альтернативный транспорт, чтобы разгружать дорожные потоки. Конечно, эта мера только частичная и в мире мы видим удачные примеры, потому что это комплексные меры: вводятся велодорожки, выделяются пути общественного транспорта: выделенные полосы для автобусов, выделенный путь для трамваев, чтобы они не попадали в пробки и не создавали заторы. Плюс к этому нужно вводить перехваточные парковки для людей, которые едут с окраины или с других городов.

Соответственно, таким образом, разряжается движение в центре города, уменьшаются нагрузки, уменьшаются пробки, и людям выгодно отказываться от общественного транспорта. Второй момент психологический — людям кажется, что чем шире дороги, чем больше полос, тем меньше будут пробки. Но это на самом деле не так, потому что туда добавляются сразу парковки вторым, третьим, четвертым, пятым рядом. В таких случаях нужно не линейно двигаться, нужно перестраиваться из полосы в полосу. Людям кажется, что это всё быстрее, соответственно, возникает ещё больше пробок и заторов. Здесь есть обратный момент и это официальное исследование о том, что чем уже полоса, чем спокойнее движение, чем больше выделенных полос, например парковочных, тем дороги более дисциплинированные, даже когда ещё нет какого-то мелкогабаритного транспорта типа самокатов, велосипедов.

Также важно наличие карманов, остановок общественного транспорта на таких дорогах. Все эти меры помогают разрядить и успокоить дорожное движение. Оно становится более комфортным и для пешеходов, о которых не стоит забывать, потому что любой транспорт как велосипеды и самокаты приводит к тому, что зачастую это травмоопасно для людей-пешеходов. И следует не забывать, что есть автомобили, есть мелкогабаритный транспорт без двигателей (велосипеды, самокаты), а есть ещё пешеходы плюс общественный транспорт. Это всё при комплексном правильном подходе успокаивает и развивает дорожное движение. То есть поток автомобилей уменьшается, потому что людям выгоднее, когда он организован, пересаживаться на общественный транспорт и на самокаты.

Берём пример улицы Большой Садовой. Конечно, у нас в контексте самокатов и велосипедов говорят о Пушкинской, Пушкинская это самый очевидный пример, но он должен быть организован. Все правильно говорят, что сейчас там движение очень опасно из-за самокатов и велосипедов. Это можно сравнить с тем, если пустить пешеходов по проезжей части улицы Большой Садовой. Если на Пушкинской выделить велодорожки с хорошими пандусами, с идеальным покрытием, с ограничениями, которыми должны служить не заборы, а зелёные насаждения, то таким образом можно обеспечить плавность и безопасность движения. Если уменьшить Садовую до двух полос в одну сторону и двух в другую, чуть уменьшить тротуары, оставить их только для людей, а не для малогабаритного транспорта, то можно сделать карманы общественного транспорта и выделить с одной стороны велодорожки. Тогда у нас получится маршрут от самого центрального вокзала, по которому человек, выйдя из электрички и взяв в аренду велосипед или самокат, сможет проехать по городской артерии, которая даст возможность пересекать город в каком угодно направлении.

Соответственно эти 32 километра велодорожек, которые уже спроектированы, которые проектировала компания «Веловод», они вообще обеспечивают практически весь город первым этапом велодорожек. И даже если разбить на этапы, делать, например, нормальные велодорожки на улице Пушкинской, а не те, которые будут просто нарисованные на тротуаре краской, то это уже будет очень хороший задел на будущее, чтобы Ростову стать ближе к велосипедизации, чтобы дороги освобождались от личного транспорта и было удобно. Психологически уже часть людей готовы пересаживаться и пересаживаются на самокаты. Но другой вопрос, что город абсолютно к этому не приспособлен. Если сделать Пушкинскую и развивать дальше этот проект, то это приблизит нас к цели».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru