04 сентября 2021, 13:12

Виктор Ядуха — о назначении Поклонской послом в Кабо-Верде

Комитет Госдумы по международным делам в ближайшее время проведет заседание по вопросу назначения заместителя его председателя Натальи Поклонской послом в одной из арифканских республик. Об этом рассказал первый замглавы комитета Дмитрий Новиков. О том, что Поклонскую в ближайшее время могут одобрить на должность посла России в одной из африканских стран, со ссылкой на два источника сообщило издание РБК. Предполагается, что она будет работать в Республике Кабо-Верде, расположенной на островах Зеленого Мыса.

В начале лета Поклонская заявляла, что, вероятно, скоро вновь наденет мундир, что дало повод предположить, что она то ли возглавит управление Следственного комитета по Крыму, то ли войдёт в руководство Генпрокуратуры. Но теперь получается, что мундир-то окажется посольским.

Так или иначе текущая депутатская работа Поклонской подходит к концу, а высокая вероятность назначения ее послом в Кабо-Верде говорит о нежелании отдельных лиц видеть парламентария внутри российского политикума. Отправка ее в Африку является символичной, считает журналист Виктор Ядуха, о чем он рассказал в комментарии для «Политемы».

«Прежде всего надо осознавать, что это ссылка. Причем не только для бывшего прокурора и депутата Госдумы Поклонской, но даже для распоследнего мидовского клерка. Потому что, хотя на Кабо-Верде родилась мегапопулярная в России нулевых и уже забытая (как время летит) певица Сезария Эвора, Острова Зеленого мыса остаются захолустьем даже по меркам Африки.

Это бесплодный клочок Сахары, заброшенный в Атлантический океан, населенный бедными креолами — смешанными потомками рабов, которых португальцы в колониальную эпоху свозили туда, как на перевалочную базу. Общая площадь 10 островов архипелага в семь раз меньше Крыма. Население в пять раз меньше крымского. Лунные вулканические пейзажи, песок и щебень, скудная растительность, климат засушливый, пустынный. Какая-то жизнь там есть только под водой, поэтому основой экономики Кабо-Верде являются рыболовство и туризм: туда, в отличие от Крыма, очень приятно прилетать зимой лоукостером за 50 евро из какой-нибудь Бельгии.

В 80-е годы половина населения Островов Зеленого мыса была неграмотной, и если бы не покойная Сезария Эвора, финансировавшая школы архипелага из своих гонораров, с высокой вероятностью все бы так и осталось. Но даже сейчас около 10% населения островов остаются неграмотными. Зато три четверти жителей Кабо Верде — ревностные католики, и этот религиозный пыл, несмотря на конфессиональную разницу, может прийтись по душе Наталье. Если она, конечно, не остыла к православию, так и не ставшему для нее лестницей в небо.

В общем, положение у Поклонской там будет примерно как у Наполеона на острове Святой Елены, расположенного несколько южнее. Не будь она под санкциями и не стреноживай ее дипломатический статус, ссылку скрасили бы все те же дешевые ежемесячные полеты в Евросоюз, где можно, как говорят в Крыму, «скупиться» и посплетничать за бокалом шприц-апероля с русско-украинскими политэмигрантами. Как пела не менее забытая закарпатская певица Ёлка: «…а там еще немного, и Прованс». Увы, и эта отдушина для Поклонской закрыта. Должность посла в таком месте была бы хороша, наверное, для ницшеанца и мизантропа. Лилия Крымской весны увянет там окончательно, как завяла сама эта весна на ее малой родине.

Но главный вопрос тут, конечно, к Кремлю, и звучит он предельно кратко: за что?

Первое и очевидное предположение — «власть не хочет терпеть инициативу снизу даже в форме лоялизма, ему нужны только молчаливые и безропотные исполнители» — скорее всего верно, но не является исчерпывающим. Если даже предположить, что Кремль действительно раздражала война Поклонской с фильмом «Матильда», больше похожая на его рекламу, и вульгарный культ Николая II, для этого вовсе необязательно депортировать ее в центр Атлантики. Способов заставить Поклонскую исчезнуть со всех радаров у администрации президента бесконечное множество и так.

Всерьез рассуждать о «мести» Кремля за голосование Поклонской против пенсионной реформы тоже трудно: после 2018 года она сама эту тему не педалировала и уже растратила этот символический капитал.

Связь Поклонской с арестованным уральским схигуменом Сергием? Он, конечно, мракобес, антисемит и конспиролог, он в прошлом сидел, но кого у нас этим испугаешь? Он обращался с паствой как с рабами скорее своими лично, чем с божьими, но кто из представителей власти общается с паствой иначе? Арестовали Сергия не за это, а за агрессивное распространение ковид-диссидентства, в котором Наталья Поклонская не замечена. Так что и тут мимо. Хотя и не совсем.

Чем же и кому она так неудобна, что ее надо, как навальнистов, в буквальном смысле выдавливать из страны? Мне кажется, в лице Поклонской власть борется с потенциалом протестной кристаллизации. Неважно, что говорит и делает человек сегодня, важно, что в условиях острого политического кризиса к нему начнут тянуться и апеллировать. И это роднит Поклонскую со всеми гонимыми харизматиками, независимо от их лозунгов. Включая схигумена Сергия, якутского шамана Габышева и тп.

Идеологические принципы и лозунги тут не важны совершенно, для репрессий достаточно просто выделяться, быть ярким, иметь харизму. У Поклонской, при всей ее конъюнктурности и аполитичности, харизма есть. На ее депутатских приемах в Крыму всегда много людей, ей многое прощают даже те, кто знает ее недостатки. И это, как говорят, все больше раздражает губернатора Крыма Сергея Аксенова, который считает, что Поклонская вышла из-под контроля и слишком многое себе позволяет. А чужой субъектности в своем регионе Аксенов, как показала судьба шоу-мэра Евпатории Филонова, не терпит. И тут его интересы вполне совпадают с кремлевскими».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru