В случае с судьбой Донбасса на кону судьба России: интервью общественного деятеля ДНР Яны Мануиловой

В последнее время все чаще в международной повестке поднимается тема проведения местных выборов в Донбассе. На днях должны пройти переговоры представителей Нормандской четверки, где вероятно также поднимется тема проведения в Донбассе местных выборов. Обо всем этом мы поговорили с Яной Мануиловой — бывшим депутатом Верховного Совета ДНР, известным общественным деятелем, руководителем юридического отдела Республиканской партии Донбасса.

 

Что сейчас представляет собой политическая среда в Народных Республиках накануне возможного проведения выборов?

Для того чтобы сформировать понимание того, что мы сейчас имеем касательно политической ситуации в Народных Республиках, нужно отмотать время назад и описать ситуацию, что происходило в период нахождения Донбасса в составе Украины. Мы имели местные советы, которые были максимально урезаны в полномочиях, они фактически не решали ничего, а уровень компетенций был не намного выше того, чтобы определить, в каком месте поставить троллейбусную остановку или до какой улицы продлить маршрут общественного транспорта. Какие-то более серьезные вопросы местные органы самоуправления не решали.

События Русской весны 2014 года привели к провозглашению Республик, впоследствии чего были приняты декларации о суверенитете ДНР и ЛНР (которые были подтверждены в ходе всенародного референдума). В основе их был положен принцип народовластия, в рамках чего не существовало ни Народного совета, ни главы Республики, как это есть сейчас. В свою очередь, высшим органом управления был признан Верховный совет. Но для того, чтобы перейти к этой модели управления, был разработан промежуточный вариант в виде избрания глав и Народных советов в Республиках. В течение полугода ими должна была подготовиться база для проведения выборов органов местного самоуправления. В числе прочего должны были быть законодательно определены максимально расширенные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с тем, как это принято в Российской Федерации и европейских странах.

Для максимального упрощения этого переходного периода действия Народного совета, было принято решение об учреждении и участии двух общественных организаций: «Донецкая республика» и «Свободный Донбасс». Избранные депутаты должны были разработать всю правовую базу под выборы в органы местного самоуправления. В ЛНР была такая же ситуация. Я подчеркну, что речь идет именно об общественных организациях, а не политических партиях, деятельность которых в ЛДНР запрещена.

Потом, в начале 2015 года были подписаны Минские соглашения…

Да, я напомню, что проведение местных выборов закреплено в тексте Минских соглашений, а соответствующая резолюция была принята Советом безопасности ООН, что придает этому документу высшую степень законности. Проводя выборы местного самоуправления, мы получаем органы власти, с которыми могут вести переговоры и любые другие официальные контакты представители европейских и мировых стран. По сути, поле этих выборов весной 2015 года должно было произойти фактическое переучреждение государств. С того момента прошло уже более шести лет, но создаваемые в качестве временных органов Народные советы и главы Республик приобрели постоянный характер. За это время не было принято той законодательной базы, которые бы стали основой для проведения требуемых Минскими соглашениями выборов в органы местного самоуправления. В то же время принимаются законы, которые, например, регламентируют деятельность пчеловодов или легализуют продажу слабоалкогольных энергетических напитков. Комментарии излишне.

Из этого очевиден вывод, что определенные люди дорвались до власти и делают все, для того, чтобы зафиксировать себя на этих местах и по максимуму воспользоваться своим служебным положением. Все важные вопросы решаются по сути в ручном режиме путем издания указов главы, которые в принципе не имеют высшей юридической силы в отличие от законов. Кроме того, главой ДНР назначены действующий аппарат Народного совета, главы горадминистраций, большинство министров и судей. Мы постепенно превращаемся в государство одного лица. Все ветви власти сплелись в одну, во главе которой стоит глава Республики. Я подчеркну, что в ЛНР происходит то же самое. Все это не иначе, как узурпация власти, и ситуация с каждым днем усугубляется еще больше.

Как к такому положению вещей относится население? Какой уровень поддержки действующей власти?

Население республик далеко не дураки — все это видят, понимают и осознают. Ввиду этого, уровень доверия к действующей власти рекордно низок, и с каждым днем продолжает падать. Если, например, лидеры Нормандской четверки примут решение о проведении местных выборов в Донбассе (а судя по всему, все к тому и идет), то мы можем прийти к очень интересной и неприятной ситуации. С учетом того, что речь идет о проведении выборов и в ЛДНР и на территории оккупированного Донбасса, гражданам представится возможность выбирать из тех сил, которые зарегистрированы в нашем и украинском правовом поле. Понимая сложившуюся внутриполитическую ситуацию, мы можем увидеть ярко выраженное протестное голосование, при котором органы местного самоуправления Народных Республик займут представители украинских партий. И это будет свидетельством проигрыша всей идеи Русского Донбасса.  Проиграет не только Донбасс — проиграет Россия.

С пониманием столь печальной картины, с пониманием образовавшегося внутриполитического болота, нами было принято решение о создании общественной организации «Республиканская Партия Донбасса».  Сейчас мы и в Донецке, и в Луганске проходим процесс регистрации и всячески сталкиваемся с препятствованием этому. Люди, которые всеми силами стараются зафиксировать себя у власти, делают все, чтобы у нас не получилось вести свою деятельность.

Проанализировав действующее законодательство, мы подали документы в Министерство юстиций для проведения регистрационных действий. Оттуда мы получили отказ с обоснованием того, что за почти семь лет с момента провозглашения ДНР, Минюст не смог разработать алгоритм регистрации общественных организаций. Этот отказ мы сейчас оспариваем в судебном порядке. Суд, в руководство которого также включены назначенцы главы, пытается максимально затянуть рассмотрение нашего дела. Судейское решение мы вряд ли получим скоро, но делаем все необходимое для того, чтобы быстрее добиться того результата, на который мы рассчитываем. Регистрация нашей общественной организации позволит рассчитывать на сколько-нибудь успешный выход из сложившегося внутриполитического тупика.

 Напрашивается вопрос, как так сложилось и почему за почти семь лет, в ДНР оказались зарегистрированы лишь две общественные организации, которые могут определять политическую ситуацию внутри Республики?

За последние три года была аннулирована регистрация  даже тех общественных организаций,  которые были зарегистрированы еще в 2014 году.  Основания тому были сугубо формальные, речь не идет о каких-то серьезных нарушениях или подрывной деятельности, направленной против национальной безопасности. Люди, которые сейчас находятся у власти, понимают, что рано или поздно решение о проведении выборов примется. И они делают все возможное, чтобы в выборах принимали участие лишь эти две силы (ОД «ДР» и ОД «СД») и их представители. Они вычищают политическое поле от всех конкурентов, которые потенциально смогут отобрать у них голоса. В ДНР отказывают в регистрации даже обществу рыболовов и охотников — настолько все запущено. Нынешние власть имущие на всякий случай отказывают в регистрации даже им.

Каковы перспективы вообще того, что ситуация сможет хоть сколько-нибудь благоприятно разрешиться?

Будущее представляется нам в двух сценариях — плохом и очень плохом.

Если рассматривать худшую перспективу, то мы можем прийти к тому, что в выборах органов местного самоуправления от нас будут представлены только ныне действующие силы с максимальным антирейтингом, и на выходе мы получим проигрыш Русской идеи в виде избрания представителей украинской стороны. После этого, в самый короткий промежуток времени мы получим территорию под украинским протекторатом, которая будет максимально антирусская. Если население не увидит в этом вопросе должной поддержки со стороны России и победят украинские силы, то мы получим здесь территорию, населенную людьми, которые будут гораздо больше антирусские, чем те, которые живут на подконтрольном Киеву Донбассе.

Второй вариант же видится следующим образом. В случае если сейчас руководство ЛДНР перестает препятствовать и открывает возможность регистрации новых общественных организаций,  наше политическое болото немного оживает. Но и здесь мы сталкиваемся с тем, что украинская сторона уже долгие годы готовится к проведению этих выборов, пользуясь, в частности поддержкой международных фондов и НКО. Для проведения этих выборов Киевом, уже подготовлена идеологическая и материальная основа, утверждаются списки для вхождения в органы местного самоуправления. Ведется активная работа, как с переселенцами, так и с населением, проживающей на нашей территории. В этом смысле время работает против нас: чем раньше будет назначена дата проведения выборов, тем меньше у нас будет времени для подготовки к ним.

А мы, тем временем, проходим жернова волокиты и всякому препятствованию  в регистрации со стороны официальной власти, вместо того, чтобы вести подготовку к выборам. Очень печально, что это происходит на фоне тех лозунгов и призывов, которые звучали в 2014 году, поле чего были образованы Народные Республики Донбасса.

Интервью подготовил специальный корреспондент Politema в Донецке Александр Иващенко

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version