19 марта 2022, 11:31

В Крым пошли вода и надежда

В Крым пошли вода и надежда

В прошлой статье я слегка высветил тяжелые кадрово-управленческие проблемы Крыма, которые стали в несколько раз заметнее после необходимости оперативно перестраивать жизнь сообразно новым условиям (так что, на самом деле, проблемы высветил не столько я, сколько новые условия). Помимо этого, хватает связанных и не связанных с этими проблемами болевых точек в сфере коррупции, криминала, экологии, межэтнических отношений, да где только не.

А сколько проблем возникло и затем усугубилось из-за совершенно, мягко говоря, провального решения возвращать Крым без Новороссии, то есть сухопутной территориальной связи с остальной Россией (про пагубность этого решения для населения Новороссии даже не говорим). Получился эдакий чемодан без ручки, роль каковой ручки лишь в малой степени сумел исполнить Крымский мост. Мост, конечно, дело хорошее, но против украинской водной блокады слабо помогающее.

Да и во многих остальных аспектах полуостров оказался таковым не только в географическом смысле. Вроде как и связан с «большой землей», но максимум наполовину, очень уязвимо. Достаточно вспомнить, сколько компаний, структур и экономических субъектов воротили нос от Крыма или вообще шарахались, словно черт от ладана. Список начинается «Сбербанком» и заканчивается мобильными операторами. Недаром поднаторевший в богатовекторности А.Г.Лукашенко язвительно обещал признать Крым российским лишь когда его признает таковым «последний российский олигарх». Отговорка, конечно. Но не на пустом месте взятая.

Сейчас, однако, забрезжил свет в конце тоннеля. Ситуация, создавшая Крыму новые вызовы (военная спецоперация на Украине), решает многие из важнейших старых. Создан долгожданный сухопутный коридор, прорвана водная блокада. Россия самоочистилась (пока что слегка) от олигархов, а из тех, что остались, последние вправду могут в обозримом будущем включить Крым в свою систему координат. Хотелось бы, конечно, услышать словосочетание «последний российский олигарх» в прямом значении, а не «последний N-тысячный, смирившийся с тем, что Крым – наш». Но будем реалистами. Перемены и так масштабны.

Президент в обращении по поводу восьмилетия возвращения Крыма и Севастополя дал добро, а фактически настоятельно порекомендовал российским компаниям и банкам заходить на полуостров, так как все возможные международные санкции уже введены, чего бояться. Как говорится: «А что, так можно было?». Первой ласточкой, показывающей, что можно и нужно, станет «Промсвязьбанк». Многие другие, правда, намеками или отсутствием комментариев, которое красноречивее иного комментария, демонстрируют свой пониженный энтузиазм. У того же Германа Оскаровича Грефа-Сбербанкского пуповину, связывающую с глобализмом, можно разве что ограниченным применением ядерного оружия разорвать. Остается (и хочется) верить, что обойдется без столь радикальный сценариев, и сила «настоятельным рекомендаций» президента окажется поистине чудотворной и мотивирующей.

А еще крымчане и севастопольцы в эти дни вновь обостренно чувствуют себя русскими, вернувшимися на Родину. Нет, поймите правильно, они не забывали об этом. Но и при отсутствии явных тяжелых проблем и треволнений, о каковом отсутствии приходится только мечтать, сложно восемь лет жить на нескончаемом подъеме «мы дома, а там хоть камни с неба». Сейчас, глядя на падающие посреди Донецка смертоносные снаряды, на взятые нацбатами в заложники Мариуполь и Харьков, на бесчинства украинской «теробороны», люди понимают, что могло случиться с ними самими и от чего их восемь лет заслонял мужественный и жертвенный Донбасс. Поэтому они даже больше, чем в среднем по России, поддерживают нашу армию и наших мирных людей в зоне боевых действий, и с особым чувством вспоминают и заново проживают незабываемые февраль и март 2014-го.

И последнее. Вице-премьер Хуснуллин торжественно пообещал сделать Крым одним из лучших мест в мире. Собственно, он и так одно из лучших мест в мире, если говорить о природе и культурно-историческом наследии, осталось, всего ничего, добавить социальные и инфраструктурные мускулы. И вы знаете, безотносительно к очень неоднозначной персоне Хуснуллина и вопреки традиционному скептическому пессимизму вашего покорного слуги, именно в эти огненные дни сказанному хочется верить.

Автор: Станислав Смагин