В конце прошлой- начале этой недели изрядную часть России изрядно завалило снегом, и формально более теплый Юг исключением не стал, скорее наоборот. Жители Ростова, например, глядя на городские улицы днем в понедельник, с опаской говорили о возможном повторении января-2014. Тогда город оказался заблокирован и парализован, транспорт шел из одного пункта в другой много часов, а затем и вовсе почти перестал ходить, из-за впавшей в состояние клинической смерти логистики в магазинах не было хлеба.
Ваш покорный слуга прекрасно помнит, как вечером, в не самое уж позднее время (часов восемь вечера) возвращался с работы домой на не самое большое расстояние (менее получаса пешком). Обычно весьма оживленная улица была девственно безлюдна и безмашинна, кое-как прокопанная узкая тропинка вела между Сциллой и Харибдой в виде двух сугробов в полтора мужских роста, а в голову упорна лезла мысль: если сейчас вдруг свалиться в один из этих сугробов, до утра никто не найдет. Характерно, что тогдашний коллапс изрядно подорвал позиции политически бессмертного мэра Михаила Чернышева, который через полгода ушел со своего поста. Разумеется, не в дворники, расчищать следующие снегопады, а в обычные для замкнутой касты «лучших людей России» зигзаги: из вице-губернаторов в депутаты и далее по списку (понятно, по списку какой партии).
В этот раз все-таки обошлось без такого экстрима, в смысле, без коллапса, а не без подрыва позиций градоначальника – такой бунтарской дерзости природа себе не позволила. Но было как-то тревожно за другие города. Например, за Краснодар. В этом славном, красивом и самобытном граде даже в нормальную погоду пробки не рассасываются, кажется, даже ночью. А в снегопад что будет?…
В Краснодаре, к слову, снежный накат начался еще несколькими днями ранее. И здесь себя во всем блеске проявил здешний градоначальник г-н Алексеенко. Напомним, что его утвердили в новой должности всего два месяца назад, и буквально сразу он стал главным героем яркого реалити-шоу в режиме нон-стоп. Ходили слухи и публиковались аргументированные расследования о его сомнительном с точки зрения УК РФ прошлом и не менее противоречивом с той же точки зрения настоящем, производились задержания в его команде. Наконец, г-н Алексеенко был задержан правоохранителями для вежливого и дотошного расспроса об одном из эпизодов этого самого настоящего…но буквально на следующий день он, как ни в чем ни бывало, вернулся на рабочее место. Таинственно стерлось и официальное видео его задержания, яко не бывшее, и вообще задержание вышло «яко не бывшим». Все еще задавались вопросом, насколько же могуча рука, покровительствующая оному достойному мужу.
Видимо, режим помножения сего-то на ноль через признания «яко не бывшим» очень понравился Алексеенко. Поэтому в начале стихии он её признал именно таковой, написав постановление, что делать, если она все-таки овеществится, и сам растаял в воздухе. Правда, в отличие от его самого собственного отсутствия, отсутствие стихии оказалось довольно иллюзорным – она решила поприсутствовать, да еще как.
Полсотни уборочных машин на всю вторую столицу Юга ожидаемо оказались каплей в море – снежном море. Мобилизовать частную технику, что, кстати, помогло кое-как в итоге справиться с тем самым эпичным ростовским снегопадом, чиновники не смогли или не захотели. Полтысячи дворников тоже спасали не слишком. Дороги если и расчищались, то крайне выборочно. Горожанам самим пришлось выходить разгребать сугробы. Правда, чудесным образом снегопад не усугубил, а проредил знаменитые пробки аж до трех баллов из десяти – кто-то не стал рисковать ездить в такую погоду, а у кого-то не было физической возможности. Как говорится, в известном шаблоне для мемов, ставшем популярном с началом коронавирусной эпохи – «природа настолько очистилась, что…».
Удивительно – или неудивительно? – но PR-работники городской администрации то ли наигранно, то ли шизофренически-искренне решили трактовать управленческую катастрофу в таком же оптимистичном ключе. В соцсетях начали педалироваться тезисы, что: а) администрация ни в чем не виновата, так как никогда особо снежных зим в Краснодаре не было и готовиться к ним не было нужды (неправда – были) б) зато сугробы рекордные, хоть в Книгу рекордов Гиннесса заявку подавай! в) из-за снегопада люди больше сидят дома и меньше заражаются коронавирусом. Интересно, про поредевшие пробки додумались написать? И, в развитие, что из-за транспортных помех не работали школы, куда было проблематично отправить детей. Лишние выходные детворе! Опять же, наши чиновники ведь вполне разделяют планы захватчиков, согласно которым славянскому населению Россию не надо лишнего образования, достаточно считать до десяти, знать алфавит на уровне, позволяющем прочитать бодрые реляции о сугробах-благодетелях, и обладать интеллектом, позволяющим подобным реляциям верить. Хотя последний аргумент, конечно, вслух не скажешь, но по реальной значимости он явно далеко не последний.
В общем, получилась идеальная иллюстрация анекдота «во-первых ложечки я не брала, во-вторых вернула, в-третьих, они уже были погнутые». Но и это не все. Алексеенко, так же внезапно, как и пропал, вернулся после с трудом нейтрализованного коллапса и узнал, что в городской прокуратуре изучают рассказанный анекдот на предмет того, смешной ли он. Поэтому погнутию ложек все-таки спешно нашли виновника, начальника управления муниципального контроля, коего и уволили, и то – «по собственному».
Надо ли уточнять, что сам градоначальник отделается легчайшим не то испугом, а лишним мозговым усилием в поисках «стрелочника»? Точнее, возможно, когда баланс его аппаратно-элитного веса и результатов его работы совсем явно сместится не в его пользу, январский коллапс ему припомнят. Но это в большей степени будет поводом, а не причиной кадровых решений на его счет. Такова не только южно- , но и общероссийская реальность, столь ясная, что ее не запорошить никаким снегом.
Автор: Станислав Смагин