В пятницу, 27 мая, Украинская православная церковь (УПЦ) объявила о своей «полной самостоятельности и независимости». Решение было принято на соборе — это высший орган церковной власти и управления. Итоги собора полностью опубликованы не были, однако известно, что он также осудил боевые действия на территории Украины. Украинская церковь также выразила «несогласие с позицией патриарха Московского и всея Руси Кирилла по поводу войны в Украине».
Собор Украинской православной церкви объявил о своей «полной самостоятельности и независимости» без разрыва отношений с Москвой. Однако итоги собора указывают на то, что УПЦ сделала шаг в сторону автокефалии. Свое мнение относительно произошедшего событий в беседе с «Политемой» высказал главный редактор портала «Русская народная линия» Анатолий Степанов.
«Сейчас все задаются вопросом, что же произошло в Киеве 27 мая?. УПЦ вышла из состава Русской православной церкви (РПЦ), совершила акт раскола или это всё-таки ничего не значащие с точки зрения общей картины последствий события?
Мы видим разные комментарии. В частности, митрополит Иларион (Алфеев) в своём официальном комментарии от Московской патриархии заявил, что не произошло ничего необычного, на поместном соборе УПЦ был просто подтверждён тот томос, который дал патриарх Алексей, как самостоятельной автономной православной церкви внутри РПЦ. Однако это заявление митрополита Иллариона несет за собой лукавство или, может быть, стремление не нагнетать страсти и сделать вид, что ничего страшного не случилось. Конечно, в самом заявлении не произносится слово «автокефалия», но говорится о полной независимости УПЦ от Московского патриархата и сообщается о том, что будут внесены в Устав УПЦ соответствующие изменения.
Но если бы это было единственной частью решения поместного собора, можно было согласиться с митрополитом Илларионом и посчитать, что никаких принципиальных изменений не произошло. Однако было принято ещё два важных решения, которые вселяют большую тревогу.
Первое важное решение было принято о восстановлении мироварения, а этим занимаются только автокефальные православные церкви, и до сих пор миро для совершения множества таинств в церкви варил Патриарх Московский и Всея Руси. Из Москвы оно поступало в Киев. Совершается это действо во время страстной пятницы, накануне Пасхи. Немногие церкви самостоятельно варят миро, некоторая часть получает его из Константинополя, а Патриарх Константинопольский претендует на то, что только он единственный может варить миро. Помимо русской и сербской, некоторые церкви варят его самостоятельно.
Второе важно решение, которое заставляет с тревогой смотреть на деяния поместного собора УПЦ, об открытии приходов за рубежом и в диаспоре. Это действительно тревожное решение, поскольку оно фактически расколет приходы Русской православной церкви заграницей, из-за чего будут создаваться отдельные украинские приходы. Хотя в нынешних условиях русофобской истерии на Западе, наверное, граждане Украины православного вероисповедания сейчас не посещают храмы Русской православной церкви».
Кроме того, в СМИ сообщают о существовании версии, согласно которой якобы митрополит Онуфрий заранее сговорился с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Несмотря на то, что звучат мнения о возможном сговоре, в действительности эта точка зрения далека от вероятно, считает Анатолий Степанов.
«Я думаю, что это другая крайность, которая также не соответствует действительности. Решения, которые приняты в Киеве, очевидно, приняты под очень сильным политическим давлением со стороны киевского режима и Службы безопасности Украины. Их нельзя считать вполне самостоятельными и продуманными, поэтому эти действия могут быть изменены и отменены при другом стечении обстоятельств. Залогом этой надежды является общая ситуация, которая складывается в украинском православии после решений поместного собора 27 мая.
Как мы знаем, на Украине уже существует автокефальная церковь, созданная Патриархом Варфоломеем из раскольников, это так называемая «Православная церковь Украины». Получается, что теперь на Украине будет две автокефальные православные церкви, и это событие из ряда вон выходящее. Ни в одной стране такого нет. Неизбежно возникает вопрос: «А какая из них правильная?».
УПЦ предложила созданной Варфоломеем ПЦУ заново рукоположить священников и епископов. Понятно, что это требование не будет исполнено, потому что оно является оскорбительным с точки зрения представителей ПЦУ. Поэтому ситуация выглядит абсолютно тупиковой. Это тоже вселяет надежду на то, что все эти решения, принятые 27 мая в Киеве, могут быть пересмотрены.
Конечно, вызывает удивление странное решение, принятое поместным собором, что правящим архиереям некоторых епархий даётся право самостоятельно принимать решения по вопросам епархиальной жизни, относящимся к компетенции священного синода и предстоятеля УПЦ. Понятно, что речь идёт о крымских епархиях и епархиях ЛНР и ДНР, которые юридически относятся к УПЦ. Возможно, речь пойдёт о епархиях Херсона и Запорожья, которые находятся под контролем вооружённых сил России. С этой точки зрения решение понятно: синод УПЦ заранее даёт этим епархиям право решать, как они сами захотят, не считаясь с тем, какие решения будут приниматься в Киеве. Это и залог верного раскола УПЦ, и это тоже вносит некоторый оптимизм и надежду на то, что всё-таки единство Русской православной церкви на всей территории исторической России со временем будет восстановлено».
Фото: church.ua