31 июля 2021, 13:03

Трагедия в Каменске-Шахтинском: танец смерти российского феокапитализма

30 июля в информационном пространстве Ростовской области начала стремительно распространяться тревожная новость – на химическом (и по функционалу наполовину оборонном) предприятии «Комбинат «Каменский» в Каменск-Шахтинском накануне вечером произошел взрыв. Сообщалось о семи пострадавших, двух с 80%-ми ожогами, пяти — со стопроцентными (вскоре были обнародованы и их имена). Говоря откровенно, это люди с минимальными шансами выжить. Позже стало известно, что один из них скончался.

В соцсетях также появилось видео из окрестностей предприятия, снятое, видимо, вскоре после инцидента. На нем виден огромный столб дыма над комбинатом.

Официальные структуры региона хранили упорное молчание. В МЧС кратко откомментировали, что к ним никто за помощью не обращался. В областном правительстве – что не владеют всей полнотой информацией (школа Пескова!) и предложили обращаться непосредственно по месту аварии. На комбинате же будто воды или какой-то химически опасной жидкости в рот набрали.

Поэтому в дело вступили источники разных донских СМИ. И, надо сказать, почему-то им, опираясь на богатый опыт аналогичных трагедий, веришь. «Блокнот» сообщил, что «у сотрудников произошел какой-то сбой в работе, они созвонились с руководством, но начальство дало указание устранить все в ручном режиме. После этого прогремел взрыв, и люди буквально горели заживо». Telegram-канал Baza — что «авария произошла во время процедуры по изготовке форм. На одной из установок не закрылся специальный «отсекатель», руководитель принял решение закрывать его вручную. Но произошла вспышка — и все семеро работников «сгорели».

Baza поведала и о том, что в эпицентре оказались неопытные работники: «Некоторые не должны были там находиться. Сокращение штата и в последовательности — неопытные кадры, которых принудили заниматься работой, с которой они не сталкивались. Это повлияло на инцидент». Неопытные работники на химическом предприятии, особенно на сложных участках – это, знаете ли, бомба замедленного действия. Химическая. Кроме того, всплыли сведения, что в этом месяце на комбинате уже была авария с двумя пострадавшими, но тогда все удалось засекретить.

Наконец, почти через сутки руководство разрезало задымленную атмосферу неким креативом: «29 июля, около 20.00 в одном из цехов предприятия произошло возгорание, которое было ликвидировано в кратчайшие сроки системой пожарной безопасности и прибывшим пожарным расчетом. В настоящее время основное оборудование цеха находится в рабочем состоянии, проводятся работы по устранению последствий ЧП. Для проведения расследования инцидента создана и уже приступила к работе оперативная группа во главе с директором Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпроторга России Дмитрием Капрановым. Вредных выбросов в атмосферу не поступило». Региональный официоз продолжал невинно смотреть в потолок.

Все происходящее поразительно похоже на недавнюю трагедию в коллекторе под Таганрогом. Текучка кадров на низкооплачиваемой и этом опасной работе, выход на опасный участок неопытных кадров, катастрофическое (в каменск-шахтинском случае – непонятное) состояние инфраструктуры, безразличие надзорных органов, призванных контролировать безопасность производств и состояние дел с охраной труда на них. Правда, в Таганроге начальство довольно скоро вынуждено было все-таки развязать уста.

Но и молчание само по себе достаточно красноречиво. По крайней мере, оно лишними звуками не заслоняет звучание танца смерти, исполняемого диким российским феокапитализмом.

 

Автор: Станислав Смагин