«Газпром» с 27 июля снижает суточную производительность «Северного потока» до 33 млн кубометров газа (плановый объем — 167 млн кубометров). Это произошло в связи с окончанием срока плановой эксплуатации турбины Siemens, в связи с чем «Газпром» сможет перекачивать лишь 1/5 объема от общей мощности.
Ситуация с эксплуатацией «Северного потока» обострилась после введения Западом пакета антироссийских санкций, из-за чего под ограничения попали турбины трубопровода, которые находились на ремонте в Канаде. Сейчас Оттава сообщила об отправке турбины в Германию, но до «Газпрома» она все еще не дошла, что и вынуждает ограничивать перекачку газа. Эксперт финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с «Политемой» дал оценку инциденту с газопроводом.
«Ситуация очень напряженная, потому что непонятно в чем претензии у сторон друг к другу, а именно у Siemens и у «Газпрома». Какие дополнительные документы хочет «Газпром», почему не может их предоставить Siemens?
Идет негативная тенденция по остановке «Северного потока». Сегодня останавливается еще одна турбина, а прокачка снижается примерно до 33 млн кубов. Это значит, что все турбины большой мощности на «Северном потоке» будут остановлены. То есть, четыре уже выведены из эксплуатации, последнюю выведут завтра, и еще остается та, которая никак не доедет из Канады. В итоге в эксплуатации останутся две малые турбины. Если дело так пойдет, а Siemens не будет доставлять отремонтированную турбину и не будет забирать другие на ремонт в ту же Канаду, то в итоге «Северный поток» остановится, потому что все турбины будут непригодны для работы.
Это ставит под вопрос подготовку к отопительному сезону Германии и Европы в целом. Сейчас объемов, которые поставляются в Европу, хватает лишь для текущего потребления, отмечает эксперт.
«В период с апреля по середину июня европейцы очень хорошо и активно закачивали газ в подземные хранилища. На тот момент газопроводы из России в Европу работали нормально, отопительный сезон уже закончился, а сезона жары ещё не было, поэтому весь газ шел в запасы.
Сейчас мы видим, что из-за жары не могут нормально работать атомные станции. Например, во Франции половина энергоблоков остановлены, потому что водохранилища, которые должны были остужать ядерные блоки, пересохли. Также снизили свою выработку гидростанции, в странах мало угля и газа.
В конечном итоге, потребление энергии большое, на другие источники полноценно перейти не получается, так еще и поставки из России сокращаются. Поэтому темпы закачки газа в подземные хранилища существенно снизились.
Конечно, Германии было бы выгодно восстановить нормальные поставки газа из России. Но, как мы видим, они не хотят запускать «Северный поток—2», который решил бы часть проблем. Но теперь ситуация критические усугубляется тем, что о нормальном взаимодействии в рамках «Северный поток» стороны тоже не могут договориться».