01 октября 2021, 16:20

Станислав Митрахович — о газовом кризисе в Европе

Биржевая цена газа в Европе в очередной раз обновила исторический максимум, впервые превысив отметку $1200 за 1 тыс. куб. м. При этом еще неделю назад большой резонанс случился, когда цена перевалила за отметку в $1000, таким образом за этот промежуток времени увеличив стоимость уже на 20%.

На фоне этого катастрофически убытки несут европейские поставщики электроэнергии. Накануне стало известно, что британские компании Igloo Energy Supply, Enstroga и Symbio Energy приняли решение о прекращении своей деятельности. На территории королевства с начала августа закрыться пришлось пяти коммунальным предприятиям. Вследствие этого примерно 1,7 миллиона клиентов были вынуждены сменить поставщика. Как отметил министр предпринимательства, энергетики и промышленной стратегии Великобритании Квази Квартенг, грядущей зимой, вероятнее всего, банкротами станут еще несколько компаний.

Газовый кризис в Европе только усугубляется, а снижение стоимости цен на энергоносители вероятнее всего стоит ожидать лишь к концу отопительного сезона. Такое мнение в беседе с «Политемой» высказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

«Цены растут, тут есть элементы объективные, связанные, например, с погодными факторами и что ветровая энергетика не даёт сколько энергии сколько предполагалось. Есть прочие обычные факторы, которые уже давно известны, но также есть ещё и панические. Она уже пошла, ожидается зима, и вдруг на зиму не хватит энергии. Цены начинают расти в одном регионе мира (например, в Азии), и из-за этого тянут за собой цены в Европе, в Европе растут цены, Азия пытается перебивать спрос на СПГ. Соответственно, вот это перетягивание друг у друга СПГ, а заодно перетягивание угля, например, всё это вызывает панику на бирже, и этим пользуются спекулянты. В общем, вырастает такой большой пузырь, который в будущем, безусловно, будет сдуваться, но пока он существует.

Пока действительно, цены растут, и честно говоря, пока не закончится зимний период, я думаю, серьёзного снижения не будет. Цены сами по себе могут, конечно, снижаться, и на бирже в день могут скакать с колебаниями в 200 долларов, но вот так чтобы они упали на уровень 300-400 долларов и сохранились там, такого не будет я думаю, до конца отопительного сезона как минимум, а дальше всё будет зависеть от разных факторов.

В Европе, в текущих обстоятельствах, придётся снижать работу, уровень загруженности и выработку промышленных предприятий, особенно наиболее чувствительных к ценам на газ. Это предприятия, которые производят металлургическую продукцию и химическую продукцию, а особенно азотные удобрения.

Фактически, мы ждём ситуацию, при которой цены станут настолько высокими, что ранее не эластичный спрос — станет эластичным. Эластичный спрос — это когда меняется цена и потребление становится больше или меньше, а не эластичный, когда есть спрос в любом случае даже если цена высокая. Цена должна стать настолько сверхвысокой, чтобы фактически «поедать» спрос на газ фактора эластичности. То есть цена становится настолько высокой, что мы просто перестаём его использовать. Вот собственно этого варианта мы видимо и ждём ещё как минимум несколько месяцев».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru