Департамент имущественных и земельных отношений Севастополя, возглавляемый Оксаной Кузнецовой, раскритикован депутатами заксобрания Севастополя. Причины их претензий — и волокита с обращениями граждан, и отказ от защиты интересов города и его жителей, и плохой учёт имущества Севастополя, и потеря земель и недвижимости города, и отсутствие эффективного управления госимуществом, и некачественные подготовка и проведение имущественных аукционов, и проблемы в оформлении в собственность города недвижимости, и проблемы с возвратом Севастополю имущества из чужого незаконного владения.
Информация Кузнецовой, полученная депутатами в ответ на их вопросы, — убогая и некомпетентная, что связано с непониманием Кузнецовой задач, которые решает её департамент, считает вице-спикер заксобрания Севастополя Василий Пархоменко.
«На лицо устойчивая деградация работы этого департамента, и я думаю, руководитель несёт полную ответственность, — отметил Пархоменко. — Кто-то должен сказать: видимо, недостаточная квалификация, руководитель департамента никогда ранее не занимался этими вопросами, надо ставить вопрос об укреплении руководящих кадров этого департамента».
Вопросы к ДИЗО и Василия Пархоменко, и другого вице-спикера — Ильи Журавлёва, и депутата Романа Кияшко связаны с 13 предприятиями, учредителем или соучредителем которых является департамент. Потому что эти организации многократно снизили перечисление чистой прибыли в бюджет Севастополя или находятся на грани банкротства. Почему это происходит, депутаты объяснений от Оксаны Кузнецовой не получили.
«Нужно понимать, сколько от них поступило <денег> в бюджет, какие из них убыточные, какие из них балансируют на грани <банкротства>, какие рентабельные, — подчеркнул Кияшко. — Нам надо видеть полную картину, кто умеет управлять этими предприятиями, кто не умеет, кто просто отсиживается, где чёрная дыра, в которую падают бюджетные деньги — и мы их не видим. Соответственно, принимать решения, в том числе организационные».
«Севастополь — дотационный, и ассигнования <федерального бюджета> в последующие годы на наш город будут уменьшаться. Соответственно, нам надо прилагать всё больше усилий, чтобы самим зарабатывать деньги. ДИЗО относится к тем структурам правительства, которые генерируют поступления в бюджет, — отметил Кияшко. — Хотелось бы понимать ситуацию, сложившуюся за последние годы, и перспективы, но, к сожалению, большинство ответов на прозвучавшие вопросы меня не удовлетворили».
«Какие меры главный учредитель принимает к предприятиям, которые стоят на грани банкротства? Например, ООО «Управляющая компания «Центр» — всем известно о проблемах <этого предприятия>, там не выплачивают зарплату работникам уже более трёх месяцев, или ООО «Благоустройство города «Севастополь» — предприятие вообще не осуществляет платежи по основной деятельности, — рассказал Журавлёв. — Возможно, недостаточная работа главного акционера с руководством этих предприятий связана, кроме перечисленных проблем, с низкими показателями перечисления чистой прибыли от этих предприятий в городской бюджет?».
Пархоменко обратил внимание на «более чем странную картину»: по данных ДИЗО, в бюджет города от предприятий, в которых департамент является учредителем или соучредителей, в 2018 году поступили 37 миллионов рублей, в 2019 году — 19 миллиона, в 2020 году — три миллиона.
«Сдыхаем, честно говоря! — эмоционально констатировал зампред заксобрания Севастополя Василий Пархоменко. — И не понятно, почему такие огромные потери?!».
Кроме того, продолжил Пархоменко, бюджет Севастополя получил от передачи принадлежащего городу имущества в аренду 168 миллионов рублей в 2018 году, 134 миллиона — в 2020 году, 120 миллионов — в 2020 году. Такая же проблема — потеря денег — с получением в бюджет города платы за аренду принадлежащей Севастополю земли, возмутился Василий Пархоменко. Он добавил, что сам ДИЗО во время проведённых проверок выявил нарушения арендаторами имущества и пользователями земли законодательства на 260 миллионов рублей.
«Можно было бы, устранив эти нарушения, пополнить городской бюджет на <более чем> 250 миллионов», — намекнул Пархоменко на нерасторопность департамента по имущественным и земельным отношениям.
Основная цель развития земельно-имущественных отношений в Севастополе, которым занимается ДИЗО, — создание условий для развития эффективного управления госсобственностью Севастополе, напомнила депутат Татьяна Щербакова. Однако, добавила она, есть «несколько замечаний».
Одно касается жилых помещений в бывших общежитиях. По данным чиновников, собранным в 2018 году, в Севастополе было 4001 жилое помещение в общежитиях, при этом обследованы были 3428 помещений, 573 помещения не удалось обследовать, по 573 помещениям нужно было уточнять данные и права на проживание в них. На 30 июня 2021 года в реестр специализированного жилого фонда, который является собственностью Севастополя, были включены только 23 помещения, рассказала Щербакова.
«Хорошо, допустим, тысяча из 4001 приватизирована. Получается, из трёх тысяч включены в реестр 23 <помещения>. Какое эффективное использование государственного имущества?», — высказала недоумение она.
Татьяна Щербакова также рассказала о странном случае. ДИЗО в марте 2021 года проверил находящийся в собственности города остановочный комплекс на площади Восставших, 8 — двухэтажный торгово-офисный центр напротив рынка «Чайка».
«Выявлен целый ряд нарушений действующего законодательства. В частности, использование земельного участка в нарушение вида разрешённого использования, недополучение выгоды в бюджет города за использование земельного участка вопреки установленному виду разрешённого использования, самовольное занятие территории, задолженность по арендной плате, — возмутилась депутат. — Но никаких санкций по этому поводу не будет, потому что, как указано в акте, арендатор — юридическое лицо — прекратил свое существование в 2018 году. Но мы видим, что остановочный комплекс замечательно функционирует. Мы все видим, что ведётся работа <комплекса>, но наказать за нарушения никого не могут».
Если депутаты всё-таки доберутся к тому, какое имущество должно быть в казне города, — за которую отвечает департамент имущественных и земельных отношений Севастополя, — в ней уже ничего не будет, выразила опасение Татьяна Щербакова. Поэтому, подытожила она, парламентарии обязаны предпринять серьёзные и жёсткие усилия для выяснения, сколько у Севастополя имущества, какое оно и что с ним происходит.