21 мая 2021, 12:13

Российские курорты выиграют от туристического сезона в 2021 году, но не разовьют это на будущее: мнение Антона Чаблина

На фоне продолжающегося прекращения авиасообщения России с Турцией, руководство Абхазии приняло решение об упрощении процедуры пересечения российскими туристам. Майские праздники показали востребованность курортов Абхазии, равно как и курортов Крыма и Кубани.

Однако увеличение спроса на посещение российских курортов вызвало и резкое подорожание предоставляемых услуг и проживания. Граждане России высказывают недовольство неадекватно высокими ценами, которые предлагают турагентства.

Как скажется пандемия на внутрироссийском туризме и открытых для посещения российскими гражданами других государств в беседе с «Политемой» прокомментировал руководитель аналитического центра «Акценты», кандидат политических наук Антон Чаблин.

«Думаю, ситуация в сфере внутреннего туризма окажется по итогам 2021 года крайне благоприятной. Не стоит забывать, что до сих пор не открыта не только Турция, но и Египет, а также все популярные средиземноморские курорты за исключением Греции, Кипра и балканских стран. Сочи, Крым и Абхазия активно позиционируются как альтернатива средиземноморским курортам. Но и прошлый, и нынешний сезона продемонстрировали, что это не полноценная альтернатива, а эрзац: значительно меньше выбор видов отдыха, острый дефицит кадров, в целом низкий уровень сервиса. А главное — высокие цены, да ещё и постоянная спекуляция.

Главная проблема черноморских курортов, как мне кажется, это отсутствие плановости. Скажем, Турецкая Ривьера застраивалась с нуля в соответствие с генеральным планом, утвержденным на президентском уровне, с активным привлечением иностранных инвесторов. Если что-то подобное было в Сочи на этапе подготовки к Олимпиаде, а сейчас планируется в Анапе, то все другие курортные местности на Черном море развиваются без четкого плана и концепции. Я уже не говорю о том, что сюда не спешат крупные иностранные инвесторы. По причинам сугубо экономическим. Так, в случае с Крымом и Абхазией их останавливает спорный с позиции ряда международных институтов (скажем, ООН или ОЭСР) статус этих территорий. Крупный бизнес уровня Hilton Corp. или Rixos Hotels сюда не придет, опасаясь санкций.

К сожалению, в России сфера туризма оказывается дитем из пословицы, которое без глазу.  Есть Ростуризм, Агентство развития внутреннего туризма, теперь ещё и госкорпорация. Хотя опыт других стран, где индустрия гостеприимства составляет более 5% ВВП, показывает: существуют профильные министерства. Это подчеркивает статус решения вопросов».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru