28 марта 2022, 17:26

Россия занимает стратегическое место в системе транспортной связи нового мира — Юлия Харламова

Россия занимает стратегическое место в системе транспортной связи нового мира — Юлия Харламова

Начало специальной военной операции (СВО) России на Украине и последующая за этим волна антироссийсиких санкций спровоцировали дестабилизацию существующих экономических отношений, что включает в себя и изменение транспортно-логистических сетей.

На текущий момент о реальных масштабах этих событий говорить еще преждевременно, но не вызывает никаких споров, то, что даже в случае, если операция закончится завтра, мир увидит перезагрузку экономических отношений. Профессор кафедры транспортного права Юридического института Российского университета транспорта МИИТ Юлия Харламова в беседе с «Политемой» высказала свое мнение о том, как текущая ситуация отразится на существующих глобальных транспортных маршрутах.

«Я считаю, что основная интрига будет разворачиваться вокруг двух глобальных проектов, которые в определенной степени являются конкурентами друг другу: транспортный коридор «Север – Юг», и китайский проект мирового значения «Один пояс — один путь» (или «Новый шёлковый путь»).

Что касается коридора «Север – Юг», то это транспортный коридор, который включает в себя несколько государств, которым данный проект выгоден в равнозначной степени: это Индия, Иран, Россия, Азербайджан и ряд европейских государств, которые в него вовлечены. Поэтому с учетом происходящих трансформаций и изменений, с учетом реакции на события СВО, этот проект получает новое дыхание и актуализирует участие в нем ключевых игроков: России, Ирана и Индии. По большому счету, по-новому открывает участие и для государств Северной Европы, куда он направлен идти.

Если говорить совсем упрощённо, то после этих событий, данный коридор должен заработать, по крайней мере, с гораздо большим энтузиазмом, гораздо большей отдачей и эффективностью».

Здесь очевидно, что если не будут сделаны ошибки со стороны руководителей этих государств, которые могут повлиять на развитие этого коридора, то он будет только наращивать свои мощности и будет рассматриваться как одно из мощнейших артерий по связи вышеуказанных стран, отмечает Юлия Харламова.

«Что касается транспортного проекта «Новый шёлковый путь» — здесь не всё так однозначно. Это ветки китайских транспортных путей, которые были направлены в разные стороны, но, в том числе, это была борьба Китая за Европу. Поэтому сейчас «игра за Украину» — это игра за Европу.

Если Россия, с точки зрения её логистических возможностей и участия в этом проекте, была отодвинута на вторые роли, то сейчас у неё много козырей на руках, в том числе и в отношении Китая. Китайцы, проектируя и осуществляя эту инициативу на практике, серьезно рассматривали Украину, как своего партнёра в создании новых логистических путей в Европу. В целом этот проект на полную мощность не заработает, хотя со стороны китайского правительства вложено очень много средств.

Я бы сказала так: все «шёлковые пути», ведущие в Европу, сейчас во многом зависят от того, какое политическое урегулирование в конечном итоге будет иметь ситуация по украинскому вопросу. России тоже важно трезво оценить все свои возможности по встраиванию в какие-то логистические цепочки и по защите своих интересов на этом рынке, потому что на данный момент мы владеем стратегической инициативой в этом смысле».

Фото: Pixabay.com