Президент Владимир Путин подписал указ об ответных экономических мерах на недружественные действия некоторых иностранных государств. Документ 3 мая был опубликован на официальном портале правовой информации.
Согласно указу, запрещается совершение сделок и исполнение обязанностей перед зарубежными юридическими и физическими лицами, которые попали под ответные санкции. Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений* Василий Колташов в беседе с «Политемой» прокомментировал как будет действовать подписанный документ, а также какие лица и компании он затронет.
«Подписание Владимиром Путиным указа об ответных санкциях в отношении недружественных лиц и организаций означает, что правительство теперь должно утвердить перечни таковых для того, чтобы в отношении них были применены наши контрсанкционные меры. Ранее правительством был утверждён перечень недружественных государств, который позволяет действовать достаточно широко в их отношении, а также в отношении их финансово-экономических позиций и привилегий, которые они раздают своему бизнесу. Но до последнего момента (до подписания президентом этого указа) использование этого перечня носило скорее теоретический характер — он открывал потенциальные возможности, а теперь они будут конкретными.
Хотя спикер Госдумы Вячеслав Володин и говорил о том, что мы должны национализировать имущество иностранных компаний в ответ на санкционные действия в отношении России и на фактически кражу российских резервов за рубежом, тем не менее, это будет производиться ограниченно и на основе тех перечней, которое правительство примет.
Иностранные компании и лица, которые не будут включены в этот перечень, смогут также работать, как и прежде в России. Те, кто в этот перечень попадут, окажутся в той ситуации, когда их исключат из государственных закупок, а также из любых соглашений с государственными органами. Частные компании могут постараться избежать этих соглашений и сделок, но вполне возможно, что теперь они не смогут получать доход в России. Например, дивиденды по их акциям могут начисляться, но они не смогут их забрать».
Президент и правительство России не торопятся отвечать на западные санкции и не форсируют этот процесс, — продолжает Василий Колташов. — Они стараются сделать всё аккуратно и эти перечни, скорее всего, первоначально будут не очень большими.
«В этом документе заложен значительный потенциал расширения, потому что российское государство стремится воздействовать на инвесторов, а не ограбить их, как это делает Запад в отношении российских инвесторов и банков России. Нужно, чтобы структуры и лица решили, работают они с российской экономикой или нет. Если они заявляют, что уходят или препятствуют работе своих экономических структур в России, что приводит к блокировке целого ряда контрактов, то такого рода действия уже являются поддержкой санкций. Например, IKEA приостанавливает свою деятельность, зарплату сотрудникам вроде бы платит, но торговая деятельность не идёт, и заказы на изделия у российских фирм они не размещают. Таким образом, простаивают наши подрядчики и отечественные производители.
Поддержкой санкций могут быть и устные заявления тех или иных лиц и представителей компаний. Это может быть основой для того, чтобы в России они были ограничены в правах, их имущество попадало под заморозку, а в дальнейшем, вполне возможно и национализировалось.
Поэтому, и перечень недружественных государств, и указ президента, и те перечни лиц и структур, которые будут приниматься правительством, открывают возможности для того, чтобы постепенно наращивать контрсанкционные меры в отношении бизнеса и конкретных иностранных граждан. Это наращивание будет носить продуманный и аккуратный характер, одновременно, систематичный и решительный».
* — организация включена Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иноагента.
Фото: kremlin.ru