24 июля 2021, 16:20

Россия решила испытать ЕСПЧ на профпригодность — мнение Александра Шатилова

Россия впервые подала межгосударственную жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Об этом говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте Генпрокуратуры. Жалоба касается целого ряда нарушений прав и свобод человека на Украине, произошедших после Евромайдана.

В частности, речь идет об ответственности Киева за гибель людей во время событий 2014 года (Евромайдан, пожар в одесском Доме профсоюзов, антитеррористическая операция в Донбассе, катастрофа рейса MH17), ущемлении прав русскоговорящего населения, преследовании журналистов, похищении людей, нападении на российские диппредставительства, дискриминации российского бизнеса и блокировке поступления пресной воды в Крым.

Иск в международный суд очень серьезно разогрел информационное пространство. Российский МИД аргументировал это решение тем, что к текущему моменту уже стало невозможно терпеть происходящее на Украине. Однако же обратной стороной этого вопроса является то, что решений и вердиктов от ЕСПЧ придется ждать не год, а возможно и не два, как отметил постпред России при Совете Европы Иван Солтановский.

Декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Александр Шатилов в беседе с «Политемой» прокомментировал необходимость задействования такого международного инструмента, а также оценил перспективы рассмотрения поданного иска.

«Россия вряд ли рассчитывает на то, что ЕСПЧ примет негативное решение в отношении Украины, потому что, на мой взгляд, одна из целей подачи этого иска — это продемонстрировать и мировой , и российско-украинской общественности ангажированность этого суда по правам человека, который принимает абсолютно однобокие и заказные политические решения.

Какие бы веские аргументы ему не приводили, он, тем не менее, будет гнуть свою линию либо, в крайнем случае, примет какое-то абсолютно абстрактное решение. Поэтому здесь, мне кажется, вряд ли российское руководство рассчитывает, что ЕСПЧ примет какие-то жесткие решения в отношении украинского руководства, невзирая на те тяжелые обвинения, которые Россия предъявила.

Почему именно сейчас? Я думаю, что сейчас противостояние Украины с Западом приняло затяжной характер после того, как по весне был сорван фактически блицкриг, который намечала Украина. А дальше уже была встреча Путина и Байдена. После этого тактическая часть перешла в стратегическую. Здесь как раз Россия пытается использовать все аргументы для того, чтобы с одной стороны воззвать к международной общественности, (то есть в частности к европейской), причем общественности не чиновно-кабинетной, а общественности думающей и, я бы сказал, к внутренней элите Евросоюза, а с другой — попытаться соответствующим образом сформировать европейское общественное мнение. Тем более что здравые силы в Европе есть, которые готовы к этим моментам прислушаться.

Поэтому здесь, на мой взгляд, имеет место с одной стороны вот это прощупывание ЕСПЧ и демонстрация его ангажированности, а с другой стороны — это некая попытка сформировать соответствующее мнение в Европе. Тем более что в настоящий момент Европа находится в крайне сложном и экономическом, и политическом, и идейно-мировоззренческом состоянии, находится в состоянии неопределенности (ковид, внутренние протесты, борьба традиционалистов с неолибертарианцами и т.д.).

Поэтому здесь Кремль пытается уже по юридической линии отстоять как свои права, так и права тех людей, которые ориентированы на Российскую Федерацию и ждут не только какой-то политической, но и юридической помощи со стороны Москвы. Но в целом Россия сейчас влияет на украинское управление достаточно активно и плюс ко всему прочему это обусловлено тем, что в настоящий момент политический режим на Украине тоже находится в состоянии коллапса. Там началась очень жесткая борьба кланов, позиции Зеленского весьма шаткие, общественное мнение негативное и это тоже, мне кажется, является аргументом для того, чтобы использовать ещё и юридические аргументы для того, чтобы принудить Украину к выполнению хотя бы минимальных прав и свобод человека, декларированных на международном уровне».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru