Россия может выиграть от ситуации с блокированием Суэцкого канала: мнение Юлии Харламовой

Блокирование  Суэцкого канала контейнеровозом «Ever Given», который мел на мель 23 марта, серьезно встряхнул мировую экономику и международную торговлю. По оценкам специалистов, каждый час простоя сухогруза обходится мировой экономике в $400 млн. На текущий момент еще до конца не ясно, сколько потребуется времени для того, чтобы исправить ситуацию и снять сухогруз с мели.

Как бы то ни было, ситуация в Суэцком канале в очередной раз заставила общественность говорить о необходимости развития новых и улучшения уже имеющихся транспортных путей. Не остается в стороне и Россия — для нас это возможность привлечь внимание к Северному морскому пути и другим гигантским проектам.

Подобного мнения придерживается и профессор Российского университета транспорта (МИИТ), автор книги «Борьба за Евразию в фокусе транспортных геостратегий» Юлия Харламова, которая в комментарии для «Политемы» рассказала о ситуации на ближнем Востоке и то, как она повлияла на мировую торговлю.

«По поводу случившейся аварии с сухогрузом, который сел на мель в Суэцком канале и перекрыл движение остальным судам — примерно около 15% мировой торговли оказались под вопросом, они привязаны к этому проходу. Дело в том, что это такое некое знаковое событие, которое демонстрирует накал борьбы, которая идет между разными центрами силы, между разными группами в мире. И которая демонстрирует этот накал со стеклянной ясностью, как сказал бы известный русский писатель Набоков. То есть это некий такой Рубикон, который перейдён. Вот это происшествие с Суэцким каналом говорит нам о том, что это только начало.

Я бы оценила это как начало некой торговой войны и как торговый передел мира по новой перекройке торговых путей, по контролю над торговыми путями и по тому, кто в конечном итоге победит в этом процессе. Это происшествие чрезвычайно актуализирует роль России и Китая. Для России открываются перспективы по налаживанию международной торговли через транзитный Северный морской путь. Но нам ни в коем случае не нужно на нем зацикливаться. Я посмотрела целую серию публикаций и все зациклились на этом Северном морском пути. Да, это важная артерия, да, она крайне актуальна для наполнения нашего бюджета, если мы сможем её организовать как международную транспортную транзитную артерию. Однако ограничиваться ею не стоит, потому что есть у нас ещё замечательная идея связи Северной Европы с Индией, с Ираном, с Каспийскими государствами по коридору Север – Юг. Это происшествие чрезвычайно актуализирует и это направление. Поэтому вот эти два направления стоит усилить в виду складывающегося напряжения передела международных путей.

Китай, конечно, существенным образом вложился за последние 30 лет в концепцию «Один пояс – один путь», в строительство Нового шелкового пути. Поэтому Китай хочет максимально влиять на процессы мировой торговли и в какой-то мере контролировать эти процессы. Поэтому это происшествие чрезвычайно актуализирует все эти китайские направления шелкового пути, но это только начало. Я хочу сказать, что этот сухогруз умело посадили на мель, потому что, как говорят эксперты и специалисты, потребуется достаточно много времени и усилий для того, чтобы он мог нормально функционировать и работать. Также по этому поводу я могу сказать, что России не стоит долго раскачиваться, нужно усиливать наши транспортно-геологистические преимущества и стараться максимально извлечь из этой ситуации пользы для себя, своих национальных интересов и в целом для интересов всего разумного человечества, чтобы больше не случалось никаких происшествий, аварий и так далее».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version