Министр транспорта Виталий Савельев во время визита в Астраханскую область заявил, что санкции, введенные в отношении России, серьезно повлияли на систему логистики в стране. С целью решения поступающих вызовов Россия будет развивать транспортный коридор «Север — Юг», который включает в себя прикаспийские порты.
Усугубление отношений с Западом, обусловленное введением многочисленных блокад и санкций, вынуждает Россию мобилизовать свои ресурсы и пересматривать ранее запущенные транспортные и логистические проекты, а также создавать новые. Профессор кафедры транспортного права Юридического института Российского университета транспорта МИИТ Юлия Харламова в беседе с «Политемой» рассказала, какие вопросы сейчас являются первоочередными для транспортной системы страны.
«Что касается новых геоэкономических и логистических условий, в которых оказалась Россия, то это действительно определённый вызов для государства. От того, как будет работать транспортная система страны, зависит экономическое благополучие наших граждан. Неслучайно транспортную артерию стоит рассматривать, как кровеносную систему любого государства. Для современной России крайне актуально несколько направлений, я бы их обобщила, на несколько векторов.
Первый и крайне важный вектор — это развитие транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. Это наш, так называемый восточный вектор. Президент Владимир Путин ясно дал понять, что Россия всей своей силой и мощью энергии разворачивается на Восток — это бесповоротно и окончательно. Поэтому здесь крайне важна и нужна развитая транспортная инфраструктура.
Модернизация транссибирской магистрали была осуществлена неудовлетворительно, поэтому здесь необходимо принять целый ряд серьезнейших мер, связанных с модернизацией транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Тем более, что в этом есть огромная потребность со стороны стран Юго-Восточной Азии.
Вспомним недавний, весьма положительный опыт, когда от крупного угольного месторождения инженерными войсками за достаточно короткий срок было осуществлено строительство двухпутной магистрали. Это позволило обеспечить наших китайских партнёров высококачественным российским углём. Они очень серьёзно нуждаются в наших углеводородах».
Кроме того, с целью обеспечения связности огромной российской территории, нам нужно обеспечить очень широкую и глубокую связность центра с периферией. Сюда должна быть направлена львиная доля нашей управленческой, финансовой, политической и экономической мощи. Нам нужно обеспечить новую логистическую парадигму для России в тех условиях, в которых мы сейчас находимся, а также с учетом тех вызовов, с которыми столкнулись, отмечает эксперт.
«Второй крайне важный вектор, который министр транспорта Виталий Савельев совсем недавно его актуализировал, связан с развитием транспортного коридора «Север-Юг». Этот коридор открывает огромные перспективы для России с точки зрения новых маршрутов, путей и логистических решений для огромного региона Большой Волги, включающего в себя 25% экономики и 25% экономического потенциала современной России. Если нам удастся включить и задействовать этот регион в новые логистические цепочки, это стоит рассматривать как огромную победу России на экономическом и логистическом фронтах. В этом направлении уже сделана большая работа. Но этот коридор, который будет проходить из Индии по Ирану, потом через Азербайджан и, проходя территорию Российской Федерации, будет выходить к государствам Северной Европы, на полную мощность никак не заработает.
Новые условия, в которых оказалась Россия, позволят посмотреть на развитие коридора «Север-Юг» под другим ракурсом и, с учётом интересов наших партнёров (в частности иранской, индийской и азербайджанской сторон), позволяет найти общие точки соприкосновения».
Вдохнуть новую жизнь в этот транспортный коридор крайне важно не только для России, но и целого ряда других государств, — продолжает спикер. — С этим направлением я связываю огромные перспективы и в развитие конкретных транспортных средств, и в развитие в целом новых логистических маршрутов и цепочек.
«Третий вектор связан с транспортным коридором «Северный морской путь». Пока что он остаётся внутренним путём, который обслуживает интересы, прежде всего, России. Здесь тоже есть перспективы для того, чтобы привлечь к сотрудничеству другие государства по развитию этого коридора. Для того, чтобы «Северный морской путь» заработал на полную мощность, необходима совместная работа с другими игроками региона».
Фото: Pixabay.com