России нужно действовать более решительно в санкционной войне: мнение Александра Шатилова

В четверг, 15 апреля, президент США Джо Байден подписал указ о введении новых санкций в отношении Российской Федерации, которые затрагивают возможность влияния на суверенный долг страны. Кроме того, под новые ограничения попал ряд физических, юридических лиц и СМИ.

В ответ на это российская сторона приняла решение выслать десять американских дипломатов и ввести санкции в отношении восьмерых представителей администрации Байдена. Кроме того, власти РФ ограничат, а в некоторых случаях и прекратят деятельность американских фондов и американских неправительственных организаций на территории страны. Также Россия запустит процедуру по прекращению практики найма на работу в дипломатическую миссию США граждан России и третьих стран, сказал российский министр.

Новый виток санкционного противостояния между США и Россией для «Политемы» прокомментировал политолог, декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций  Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Александр Шатилов.

«Никаких особых иллюзий российская власть не питала относительно Байдена. Даже не столько самого Байдена, который сейчас обладает ограниченной субъектностью и не всегда бывает адекватным, сколько со стороны его команды. Её составляют откровенные враги и противники России, которые особо и не скрывают того, что в отличие от Трампа они будут идти «встык» и не будут искать компромисс с российским руководством, будут жать его по всем направлениям и пытаться максимально ослабить Российскую Федерацию.

Поэтому тут иллюзий не было, и первые шаги свидетельствовали о том, что действительно американцы «иду на рожон». Причем тут речь идет не о том, что санкции какие-то очень мощные. Они, наверное, сопоставимы с уже ранее вводимыми, но через эти санкции было передано несколько знаковых моментов. Во-первых, здесь идет речь об игре против российского внешнего долга, уже угроза кардинального финансового экономического прессинга в отношении РФ. И это уже не какие-то политические абстрактные санкции, а конкретно удары по инвестиционной привлекательности Российской Федерации и по курсу российского рубля, по финансово-экономическим позициям нашей страны.

Второй момент связан с тем, что администрация Байдена по большому счету стимулирует украинские власти к эскалации конфликта в Донбассе, подпитывает её техникой, различными ресурсами и боевиками. Я думаю, что причиной отсутствия боевых действий сейчас является желание Вашингтона хорошо укрепиться на Украине, а затем уже будет военное столкновение. Сейчас, пока Байден выступает с непонятными речами и санкции пока такие не очень серьезные, идет просто задержка времени, которая играет на руку американцам. Они хотят использовать Украину как рычаг давления на Российскую Федерацию. Может быть, даже использовать ее как плацдарм для атаки на Россию при благоприятной ситуации.

Главная задача американцев сейчас — поддавить Россию, но не так, чтобы она пошла на какие-то прямые действия, радикально ответила. Но при этом мы видим, что сейчас активно завозятся и техника, и силовики с Ближнего востока в зону конфликта в Донбассе. Мне кажется, это очень серьезный вызов, даже серьезнее, чем игра против суверенного долга. Потому что такого рода позиция говорит о желании Америки полностью подчинить себе Украину, чего не было раньше у предыдущих администраций. 

Пока что Кремль отвечает чисто симметрично, но мне кажется, на симметричный ответ в финансово-экономической сфере у России вряд ли хватит ресурсов. Тем не менее, хочется ответить, что всегда, когда Россия действовала решительно, жестко и напористо, Запад терялся.  Потому что как бы то ни было, Россия не Ирак и не Ливия, у России сильнейший потенциал и ядерное оружие. И поэтому когда Россия проявляла силу воли и действовала незамысловато, но очень последовательно и жёстко (как это было в Южной Осетии в 2008, в Крыму в 2014), Запад терялся и не знал, что делать в этой ситуации. Запад был явно не готов идти «лоб в лоб» и рисковать своим благополучием. Поэтому, мне кажется, иногда России стоит проявлять больше свою политическую волю, а не удовлетворяться исключительно реактивными ответами на американские выпады. Мы можем играть в самостоятельную игру и искать ассиметричные ходы. И мне кажется, что это нужно делать сейчас, потому что ситуация крайне тревожная».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version