Ринат Патеев о ситуации в Афганистане: талибы укрепляют власть в стране, но основное — впереди

Несколько недель назад на фоне вывода из Афганистана американского контингента ситуация в республике резко обострилась: представители «Талибана»* (террористическая организация, запрещенная в России) начали наступление на крупные города. В воскресенье стало известно, что мятежники контролируют все погранпереходы. Позже в тот же день боевики заявили, что вошли в президентский дворец. Президент Афганистана Ашраф Гани бежал, а в ночь на понедельник официальный представитель политофиса «Талибана»* Мухаммед Наим сказал, что длившаяся 20 лет война окончена и в ближайшее время прояснится новая форма правления.

Директор Центра исламоведческих исследований Академии наук Татарстана, кандидат политических наук Ринат Патеев в беседе с «Политемой» прокомментировал происходящие события в Афганистане, а также как захват власти талибами* скажется на ситуации в регионе.

«Вы знаете, я бы не сказал, что захват власти талибами* в Афганистане был каким-то случайным процессом и непредсказуемым. Дело в том, что в принципе, все уже давно ожидали такое развитие ситуации, в том числе, я так понимаю, российская сторона, которая уже относительно недавно, в том числе проводила ещё один раунд переговоров с самим «Талибаном»*. Поэтому, большим сюрпризом стало единственное вот скоротечность самого процесса и захват Кабула на фоне, в общем-то, вывода американских войск.

Как это скажется на ситуации в регионе? Здесь тоже вопрос пока что открытый. Дело в том, что ситуация вокруг Талибана* всё-таки несколько изменилась за последние годы. Я не знаю, конечно, здесь сложно сказать точные причины того, что в последнее время «Талибан»* отчасти отказался от каких-то таких ультрарадикальных действий. Ну, во-первых, наверное, связи с «Аль-Каидой» (террористическая организация, запрещенная в России), и вся история, в том числе, связанная с сентябрьскими событиями 2001 года. Я имею в виду крушение башен. Теракт в Соединённых Штатах стал, в общем-то, следствием довольно жёстких шагов по отношению к талибам* со стороны американских войск.

Всё это, так или иначе, привело к тому, что талибы*, относительно некоторое время назад постепенно дистанцировались от таких ультрарадикальных организаций и групп, и в частности, вот, где-то примерно с 2015 года у них возникли достаточно серьёзные противоречия с ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России). Кстати, в некоторых провинциях Афганистана были достаточно жёсткие боестолкновения между талибами и представителями ИГИЛ*, поэтому здесь всё по-разному развивается.

Дело в том, что сейчас, мне кажется, талибы* больше претендуют скорее на контроль внутриполитических процессов в Афганистане, и в частности, они достаточно открыто заявляют о необходимости прекращения войны различных кланов и групп о переходе к мирному процессу.

Как это будет выглядеть сейчас, сказать, конечно же, безусловно, сложно в связи с достаточно острыми противоречиями внутри Афганистана. Но, по крайней мере, на данный момент, мы можем говорить о том, что талибы* не предлагают некой экспансионистской модели. И я так понимаю, есть определённые договорённости с различными сторонами, с различными странами, в том числе и с Россией, что дальше границ Афганистана они переходить не будут. И вот в ближайшее время, я, конечно, уверен, что Российская Федерация и другие страны будут очень внимательно следить за процессами вокруг «Талибана»*, и потом уже будут принимать какое-то решение.

Мне кажется, сейчас талибы* рассчитывают, ну хотя бы на некоторое такое «признание» со стороны мирового сообщества, международных структур, хотя бы какое-то частичное, и поэтому, в общем-то, переходить к каким-то таким активным действиям вне Афганистана они, скорее всего не будут. Но, конечно, давать точный прогноз в отношении ситуации достаточно сложно, много будет зависеть, смогут ли талибы* наладить внутри афганский процесс, и вот, после этого уже можно будет говорить о чём-то».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru
* Деятельность организаций запрещена на территории России.
Exit mobile version