В минувший четверг, 30 июня, президент России Владимир Путин провел уже ставший традиционным формат прямой линии, в котором он отвечал на вопросы граждан. За почти четыре часа президент ответил на 69 вопросов, большинство из которых носило внутренний характер.
Ожидаемо, большинство вопросов касалось темы коронавируса. Жителей интересует, как вопрос вакцинации, так и материальных и прочих издержек, которые они несут. Вместе с тем граждане задавали животрепещущие вопросы, связанные с ростом цен на продукты и стройматериалы. Немало вопросов было задано в отношении социальной поддержки государства в отношении различных категорий населения.
Ход прямой линии, а также наиболее важные вопросы, которые задавались президенту, в беседе с «Политемой» обсудил руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
«Одно из важнейших изменений социального порядка, влияющих на социальную и экономическую обстановку одновременно, которое было озвучено во время прямой линии президента, это его предложение отменить 13% налог для граждан, которые продают квартиры и в течение года покупают новые.
Почему очень важен этот механизм и эта инициатива, которая будет реализована, скорее всего, довольно быстро? Во-первых, потому что обычно люди заводят одного ребенка, но деньги имеют только на покупку однокомнатной или в лучшем случае двухкомнатной квартиры. Потом наступает момент, когда они, может быть, и завели бы второго ребенка, но им нужно расширять жилищную площадь, потому что они просто не поместятся. Ну, хотя бы, например, с двумя детьми в однокомнатной квартире и 13% налог с продажи этой квартиры, которой не исполнилось ещё пяти лет, становится проблемой.
Вместе с этим мы получаем и демографическую проблему, потому что вместо быстрого воспроизводства, когда семья заводит одного ребенка, потом второго ребенка, мы получаем ситуацию, когда семья заводит одного ребенка, наступает пауза, иногда длящаяся более пяти лет, и потом у них рождается второй ребёнок. Это чрезвычайно распространенная ситуация в России. Поэтому эта инициатива, которая была озвучена президентом, она очень важна, поскольку она сразу направлена на улучшение ситуации в нескольких направлениях. Одно из направлений — это защита доходов семей, для которых этот 13% налог являлся бременем и преградой.
Во-вторых, это возможная активизация воспроизводства, когда семьи быстрее заводят второго, третьего ребенка, понимая, что они могут рассчитывать на улучшение жилищных условий, что этот налог их не держит. Естественно, это не означает, что куда-то исчезнут проблемы, связанные с ипотекой, с необходимостью найти средства на первоначальный взнос, в случае покупки первой недвижимости. Эти все проблемы остаются, но, тем не менее, важная преграда в виде этого налога устраняется. Это будет иметь положительные последствия и для рынка жилья и для строительного сектора, потому что это активизирует рынок, потому что люди будут чувствовать, что они могут не оглядываться на этот налог и быстрее решать свои жилищные задачи.
Пандемия, инфляция и всё, что с ними связано, оставались, наверное, самыми острыми вопросами прямой линии. Во-первых, потому что с пандемией много споров. Некоторые считают, что обязательная вакцинация недопустима, что каждый должен поступать, как он считает нужным и не важно, что он может заразить других людей. Такого рода подходы очень популярны в обществе. Надо сказать, что власти не смогли переубедить значительную часть населения, которая оказалась под влиянием антипрививочных настроений. Поэтому президент сказал, что он не сторонник принудительных мер, но сказал, что здесь местные власти должны действовать по своему усмотрению. Таким образом, у нас местные власти будут действовать по своему усмотрению довольно решительно, и вопрос этот будет решаться для того, чтобы пандемию оставить в прошлом и, таким образом, оставить в прошлом её негативное влияние на общественную жизнь и на экономические процессы. Этот вопрос тоже был очень важный.
Наряду с ним звучал вопрос об инфляции. Здесь президент продемонстрировал, что государство стремится оказывать воздействие на цены, принимать меры, которые будут ограничивать рост цен. Однако справедливости ради надо сказать, что главного президент здесь не сказал. А главное состоит в том, что необходимо дать рублю укрепиться, пересмотрев бюджетные правила на этот год.
Необходимо сделать так, чтобы нефть, которая скоро будет стоить уже 80$ за баррель, по бюджетному правилу не стоила 40$, нужно чтобы министерство финансов не выкупало валюту в таком количестве и по этой причине мы не получали относительно слабый рубль, тогда как он должен укрепляться к доллару. Эта проблема не была озвучена, хотя она будет волновать нас, я думаю, немало. Но здесь чувствуется определенная неуверенность руководства страны на счет того, что так ли всё будет ровно на мировом рынке.
Сейчас наблюдается рост цен на нефть, на продовольствия, а будет ли он устойчивым? По моему мнению, он будет устойчивым, и это поможет рублю укрепиться. Я надеюсь, что это поможет и правительству осознать, что нужно не препятствовать этому укреплению, не опасаясь, что рубль рухнет, как он падал в 2008, в 2014, в 2016, а потом и в 2020. То есть этот момент остаётся очень острым.
Ну а пока мы должны будем наблюдать всё-таки с одной стороны рост цен, а с другой стороны рост усилий со стороны государства управлять этими процессами, что, наверное, будет не так уж неэффективным, учитывая достаточно большой размер российского агросектора и выросшие с 2014 года возможности. Ну и наконец, приближение урожая, тем более что инфляция была у нас в первой половине 2021-го года во многом созданная ещё в 2020-м году, когда мы пережили две девальвации рубля, когда рухнули мировые цены на нефть. Но в целом, конечно, прямая линия президента была посвящена многим острым вопросам, я остановился на наиболее проблемных темах».