18 декабря 2021, 10:31

 Природе не до отдыха: о новой российской династийности

В совсем-совсем юные годы я, как, наверное, и многие, думал, что пословица «солдат спит – служба идет» подразумевает пользительность расслабленного состояния в ходе какого-либо процесса – дескать, пока спал, процесс часов на девять стал короче. Лишь выйдя из детства, я узнал, что речь изначально шла как раз о детстве, причем столь нежном, что еще ни о чем не думаешь и ничего не узнаешь. Ну, все, думаю, в курсе – в XVIII веке дворяне часто записывали новорожденных мальчуганов рядовыми в какой-нибудь полк, чтобы, пока они безмятежно спят, агукают и пачкают пеленки, служба шла и к моменту взросления дошла до офицерских чинов.

У современного превращения российского общества в общество сословно-феодальное есть множество симптомов и признаков. Один из самых явных – как раз возвращение пословице про солдата и службу ее первозданного смысла.

Вот, допустим, Ксения Анатольевна Собчак. Родилась она еще в относительно обычной семье, с отцом – всего лишь доцентом юрфака одного из крупнейших вузов страны. Но уже с первых классов школы ей было предначертано блестящее будущее, так как отец из всего лишь доцента стал градоначальником второй столицы России и вошел в число ведущих федеральных политиков. Потом, когда отца разградоначалили и немного уголовно запреследовали, будущее слегка помутнилось, С тем чтобы вновь стать блестящим, после того как группа отцовских учеников и младших соратников обсела ключевые рычаги управления страной, на коих до сих пор и сидит.

С тех пор у Ксении Анатольевны за что бы она ни бралась – все удается. Она и блестящая светская дива, каковая профессия вроде бы не значится в общероссийском классификаторе от Минтруда, зато непыльная, вольготная и сытная (может, как раз потому что не значится?). И скандальная телеведущая, получающая проекты «под ключ». И маститая журналистка. И политик еще. Даже побыла разок кандидаткой в президенты, явно в рамках договорняка с друзьями семьи, призванного показать, что оные друзья удерживаются на рычагах в упорной демократической конкуренции. Попутно ее почтенная матушка Бог знает, сколько лет сидит в Совете Федерации как представитель Тувы, будучи максимальной далекой от этой почтенной республики по всем параметрам, хоть географическим, хоть антропологическим.

«Лошадь», — брызжут желчью завистники. Может, и так. Все мы немножко лошади, как учит нас Владимир Владимирович (не тот, другой). Но Ксения Анатольевна явно не та лошадь, которой надо скакать из последних сил к финишу, чтобы ее не пристрелили за неудовлетворительные спортивные показатели. И не всадник, вынужденный выжимать из лошади последние соки, чтобы прискакать первым. И не любитель ставок, мучительно выбирающий правильную. Можно быть похожим хоть на лошадь, хоть на кракена, если ты родился в семье директора ипподрома.

По стопам Собчак идет и Елизавета Дмитриевна Пескова, дочь пресс-секретаря нашего президента. Ну то есть как. Это обычно у президентов есть пресс-секретарь, а у нас страна уникальная, у нас у пресс-секретаря есть президент, который его речи разъясняет. В принципе, одного разъяснения про «пургу» хватило, тем паче и мы до этого, если уж откровенно, все про нее понимали.

У Елизаветы Дмитриевны гены крепкие, отцовские, в том числе и касаемо главного, пургопроизводящего аспекта. Она, например, как-то рассказала душещипательную историю про свое полуголодное детство и о том, как отец для прокорма семьи по ночам подрабатывал частным извозом. Между тем Дмитрий Сергеевич в годы детства Елизаветы Дмитриевны уже работал начальником кремлевского отдела по связям со СМИ. Мы, конечно, понимаем, что у нас во властной вертикали работают исключительные бессребреники, коих хлебом не корми, дай Отчизне и Государю послужить, и чем выше чин, тем человек бескорыстнее. Но все-таки, как говорится, воля ваша, профессор,  Вы что-то нескладное придумали.

Елизавета Дмитриевна в свои 23 скоро переплюнет Ксению Анатольевну в те же годы. Она видный амбассадор  отечественного судостроения и образовательных реформ,  незаурядный блогер, входящий в совет блогеров при Госдуме, выдающийся стартапер и обладательница множества дорогих нарядов и украшений, купленных, очевидно, на собственные доходы от перечисленных видов деятельности. Несмотря на всю длину списка этих видов деятельности, в конце все равно остается главный мучительный вопрос – «хто ты, девочка!?». А, ну да, собственно.

Можно вспомнить тех, кто постарше. Например, министра сельского хозяйства Дмитрия Николаевича Патрушева, по нестранному нестечению обстоятельств сына Николая Платоновича Патрушева. Или двух сыновей полпреда президента в СКФО и бывшего генпрокурора Юрия Чайки. Один, 46-летний Артем, видный предприниматель-миллиардер. Второй, 33-летний Игорь, тоже видный бизнесмен,  владелец ведущего российского регионального оператора «Хартия» по обращению с твердыми коммунальными отходами. Талантливая же семья. Над Игорем уже несколько лет принято потешаться из-за его все усиливающейся тучности. Если честно, то там скорее можно по-человечески можно посочувствовать, очевидны проблемы со здоровьем. Но в контексте социально-экономической обстановки в стране не могу бросить камень в тех, кто от сочувствия воздерживается.

И снова к ровесникам Елизаветы Дмитриевны. Вот, скажем, 23-летний рэпер ЮрКисс (Юрий Киселев), никому толком не известный в рэп-индустрии, но получивший в феврале медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Видимо, за шедевры типа такого: «Фар-фар, кидебу, фар-пиду, комбинация джаз, я решаю на ходу, просекаю фишку на раз-два, один взгляд, искра — и со мной она». Ересь, скажете? А если уточнить, что отец Юрия – влиятельный медиа-магнат и продюсер Владимир Киселев, с той самой, сакральной, питерско-собчаковской биографией? Другое ж дело. Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами.

На Юге страны всё примерно как везде. Вот, например, компания «Агрокомплекс», принадлежащая родным и близким Александра Николаевича Ткачева – резко поперла вверх, сначала в монополисты регионального, а затем в лидеры общероссийского агропромышленного рынка, после того как Александр Николаевич стал сначала кубанским губернатором, а затем главой федерального Минсельхоза. Таланты – они ведь имеют особенность раскрываться в творческом взаимодействии, тем более когда взаимодействие еще и родственное.

А вот Ростов, и инфоповод, подводкой к которому была предыдущая часть текста. Итак, Бессарион Чохоевич Месхи, депутат регионального Заксобрания, зампред комитета по образованию, науке, культуре и информационной политике и, главное, ректор Донского государственного технического университета. Тут надо сказать, что ДГТУ это не просто вуз. Это исполин типа многофункциональной империи «Сбербанка» (простите, «Сбера») или южнокорейских чеболей (финансово-промышленных групп, объединяющих предприятия разных сфер деятельности). ДГТУ – это и бассейн, и концертный зал, и танцевально-хореографические студии и театры, и центр медицинских технологий. Неудивительно, что с таким активом Бессарион Чехоевич входит в число самых влиятельных людей города.

На днях в семье Бессариона Чехоевича должно произойти пополнение. Точнее, пополнение произошло 25 лет назад, когда родился сын Бебури. Просто 21-го числа Бебури Бессарионовича, ранее работавшего замом главы Октябрьского района Ростова по соцвопросам, а с августа ставшего и.о. главы, должна  утвердить в этой должности (и, вероятно, утвердит) городская дума. За 2020-й год без пары дней новорожденный глава района заработал, согласно официальной декларации, 9 миллионов рублей.

С такими людьми и такими рабочими династиями за Россию и Ростов можно не волноваться. В смысле, что тут уж волноваться.

Автор: Станислав Смагин