20 марта 2021, 09:23

Полуостров Крым: к любопытному визиту китайской делегации

Я не раз писал про разные аспекты своей концепции Южной геополитической дуги – пространства от Донбасса и Новороссии до Северной Африки, объединенного набором действующих там геополитических игроков и обладающей свойством сцепленности практически всех имеющих там место проблем и ситуаций. Крым относится к числу ключевых точек этой дуги. Но он и напрямую включен в геополитические процессы еще более высокого, общемирового уровня.

Именно возвращение Крыма в родную русскую гавань стало актом капитальной ревизии и кардинального повреждения Мальтийско-Беловежской системы международных отношений. (Так, по аналогии с международными системами прошлого, я называю порядок, установившийся после краха СССР на оставшемся после него пространстве, да и вообще на планете: две его корневые точки — это мальтийский саммит Буш-Горбачев в конце 1989-го и, собственно, Беловежский пакт). Правда, российский правящий класс то ли искренне считает, то ли притворяется, что считает крымский эпизод ничего в целом не меняющим исключением из указанной системы, а не брошенной под его опоры охапкой тротила.

Нашлось место крымской теме и на очередном этапе мировых политических завихрений, основной сутью которого является противоборство США и Китая. Российская Федерация сейчас интересует американцев не только и, вероятно, не столько как самостоятельная мишень, сколь как часть игры против Поднебесной: как минимум РФ необходимо в этой игре принудить к нейтралитету, как максимум – использовать в качестве «пушечного мяса».

Одним из инструментов принуждения выступает Украина. Но и непосредственно её руками, без промежуточного российского звена, Вашингтон стремится нанести урон Китаю. Громкий скандал вокруг знаменитого запорожского предприятия «Мотор Сич», производящего газотурбинные авиационные двигатели и газотурбинные установки, лишний раз это показал.

Напомним основные хронологические вехи. Два года назад контрольный пакет акций «Мотор Сичи» приобрели китайские инвесторы. Антимонопольный комитет Украины, СБУ и Шевченковский суд Киева совместными усилиями заморозили сделку, и тяжба вокруг нее идет до сих пор, причем американцы открыто дают понять, что против разморозки. Недавно конфликтность ситуации достигла наивысших показателей – Зеленский своим указом ввел санкции против компаний-инвесторов.

А недавно украинский Совет по национальной безопасности и обороне принял решение – глубоко неправовое, но кого сие волнует? – о национализации предприятия. Точнее, о «возвращении в собственность украинского народа», как изящно выразился секретарь СНБО Данилов: «Слово „национализация“ не было никоим образом использовано ни на заседании СНБО, ни в решениях, которое принималось СНБО, ни на брифинге, на котором я выступал. Мы сегодня находимся в информационной войне с Российской Федерацией, которая имеет непосредственное отношение совместно с Китаем к попыткам захвата предприятия „Мотор Сич“, поэтому мы имеем сегодня такую негативную информацию относительно национализации. Речь шла о том, что предприятие „Мотор Сич“ в ближайшее время будет возвращено в собственность украинского народа законным способом в соответствии с действующим законодательством».

Все-таки без включения России в число действующих лиц не обошлось. Что ж, включили её в это число и китайцы. Всплеск киевской возни вокруг «Сичи» совпал (не думаю) с визитом в Крым солидной делегации от китайских коммерческо-экономических кругов: в её составе входили директор Пекинской экспортно-импортной торговой компании «Кай Шэн» Чжао Кай, председатель совета директоров ОАО «ХаоЛан» Чэнь Юн, заместитель председателя Ассоциации российско-китайской дружбы Чэнь Шаньвэнь и, как раньше говорили в СССР, «другие официальные лица». Гости ознакомились с крымскими возможностями в аграрной, винодельческой и туристистическо-оздоровительной сферах, договорившись договариваться (извините за тавтологию) об укреплении сотрудничества. Чжао Кай высоко оценил итоги поездки: «Я уже бывал в Крыму, но то, что я увидел сейчас, бросается в глаза — это те значительные изменения, которые произошли здесь.  Надеюсь, что развитие деловых отношений с Крымом на уровне правительства, частных предпринимателей и простых людей будет постоянно развиваться. Пользуясь случаем, хотел бы пригласить уважаемых коллег посетить Китай.  Мы приложим все усилия для развития и налаживания деловых отношений с местными предприятиями. Это будет вкладом в развитие дружественных отношений между двумя нашим странами».

Повторимся, синхронность визита китайских тузов в Крым и украинского рейдерства относительно «Сичи» — всего лишь совпадение (нет). Поэтому даже если Зеленский и компания откатят назад, что вряд ли, уже достигнутый уровень взаимодействия отменить будет сложно. Вероятнее, что Киев продолжит антикитайский кураж, что по странному стечению обстоятельств будет сопровождаться повышением интереса Пекина к контактам с Симферополем. А значит, Крым продолжит в первом эшелоне мировой геополитики.

P.S. Интересно, что помимо зримых, между Китаем и Крымом есть незримые, но занятные связи. В частности, знаменитый роман Василия Аксенова «Остров», построенный на допущении из сферы альтернативной истории и географии – полуостров в этом произведении оказался полноценным островом, на котором после поражения в гражданской войне осели остатки белых, создав альтернативную и довольно эффективную русскую государственности. По сути дела, это калька с реальной истории Тайваня, на котором в 1949 году обрели приют разгромленные товарищем Мао и вытесненные из пределов континентального Китая генерал Чан Кайши и верные ему люди.

 

Станислав Смагин