20 июля 2021, 10:54

Планы есть, но вопрос с застройкой Левобережья Дона остается открытым: мнение Ольги Лебедевой

В Ростове-на-Дону началась подготовка документации по проекту планировки и межевания территории рядом со стадионом «Ростов Арена» — речь идет об участке восточнее стадиона площадью 40,8 Га. Работы за свой счёт выполняет группа компаний «ЮгСтройИнвест». После получения всех разрешительных документов здесь может начаться жилая застройка, а также возведение необходимой социальной инфраструктуры. Отраслевые эксперты называют территорию Левого берега потенциальным новым центром южной столицы, а риэлторы отмечают очень высокий спрос на жилье в этом районе.

Однако проектировщики сталкиваются со сложностями местности при составлении планов застройки. Генплан Ростова предусматривает развитие города на намывных территориях Левобережья, соответствующие изменения были внесены в него в 2016 году после научных исследований, пояснил Алексей Полянский. Речь идет о технологии намывных «подушек», защищающих строительные объекты от ряда негативных явлений.

Эти, а также другие проблемы при подготовке плана развития Левобережья в беседе с «Политемой» обсудила эксперт Ольга Лебедева.

История застройки

Изначально на левом берегу никто никогда не селился, потому что эта территория подтопляемая и, соответственно, существуют проблемы с удалением воды, особенно во времена паводков. Раньше там выпасали скот, то есть территория выполняла какие-то технические функции. В советские времена было всё то же самое, туда перенесли отдельные виды производства, складские базы и т.д. Также территорию приспособили тесно под зону отдыха. Одно время там пытались расселить людей, давали какие-то наделы, которые использовались как дачи и для постоянного жилья, но учитывая особенности этой территории – низкий левый берег, там особо капитального никто никогда ничего не строил. Вся стройка, естественно, велась по правому высокому берегу, куда вода не достигала при подъеме в весеннее половодье.

Вот эта особенность в первую очередь и является первым неудобством при устройстве нового жилого комплекса на левом берегу. Как будет решаться вопрос с отведением воды неизвестно. Конечно, если был бы на руках проект, то можно было бы посмотреть и сказать что-то более конкретное: какие предприняты там меры по водопонижению, может быть какие-то защитные подпорные стенки, либо дренажная система, либо вообще ничего там не предусмотрено.

Планы

Поскольку территория не застроена, вытекают и другие проблемы, помимо наводнений. Например, отсутствие инфраструктуры как таковой. То есть непонятно, как будут решаться проблемы с подъездными путями, с общественным транспортом, с парковками.  Так как территория затапливаемая, то, скорее всего, здания будут безподвальными, такие же как в ЖК «Красный Аксай». Соответственно, отсюда вытекает проблема транспортной доступности, парковок нет от слова совсем, там ещё половина людей не заселилась, а уже невозможно припарковаться.

Когда «ЮгСтройИнвест» заходили, то они обещали, что вернут в «Красный Аксай» также как это было в советское время, когда работал завод, конечную трамвая, которую частично разобрали. Сейчас трамвай ходит только до парка, а раньше он ходил до самой территории завода «Красный Аксай», до нынешней территории ЖК «Красный Аксай». По факту на данный момент имеется только троллейбус, который, естественно переполнен, и уехать оттуда большая проблема. Учитывая, что транспортных развязок нормальных там сейчас нет, то, возможно, те же самые проблемы будут и в новом строящемся ЖК.

Помимо инфраструктуры непонятно как будет решаться вопрос с инженерными коммуникациями: будут ли они тянуть новые, куда они будут подключаться. Всё непонятно, потому что нет информации о технических условиях, к чему им дали возможность подключиться.

Визуальная составляющая

С точки зрения красоты, то всё опять же относительно. Кому-то может понравится торчащий посреди поля высокий ЖК, учитывая, что в принципе спокойная линия застройки левого берега и это такая архитектурная доминанта, а кому-то это будет как бельмо на глазу. Испортится ли вид? Вопрос остаётся открытым, учитывая, как у нас испортили вид правого берега при хаотичной застройке, то тут уж хуже быть не может.

Если мы посмотрим на ранние снимки застройки города, то это была террасированная спокойная застройка с доминантой в виде собора и колокольни. И когда подъезжали к городу со стороны Батайска, то была очень красивая линия высотности застройки, а сейчас это какая-то свалка и хламовник. То есть, если сравнивать с линией кардиограммы, то изначально он была правильная, а сейчас ритмичная хрень, одним словом.

Есть основные намеченные проблемы: отсутствие инфраструктуры, подтапливание территории, непонятная ситуация с инженерными коммуникациями. Ну а внешний облик на усмотрение застройщиков. В принципе, они существуют уже много лет и всё нормально живёт и функционирует.

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru