17 апреля 2021, 12:29

Перспектива круглогодичного функционирования Северного морского пути: мнение Юлии Харламовой

Президент России Владимир Путин в ходе заседания попечительского совета Русского географического общества заявил, что движение судов по Северному морскому пути в ближайшие годы может перейти на круглогодичный режим. С этой целью в России строится самый мощный в мире ледокольный флот.

Отмечается, что в нынешнем году, в конце января, танкер с Ямала прошел самый ранний проход по Севморпути без ледокола. Пока что говорить о круглогодичном сообщении можно весьма условно. Однако изменение климата и развитие ледокольного судостроения с одновременным развитием инфраструктуры региона, может позволить сделать эту перспективу реальностью. Такое мнение в беседе с «Политемой» высказала профессор Российского университета транспорта (МИИТ), автор книги «Борьба за Евразию в фокусе транспортных геостратегий» Юлия Харламова.

«Во-первых, если мы говорим о Северном морском пути, то здесь невозможно не сказать об Арктике в целом. Предполагается, что арктический северный транспортный русский путь станет каналом для международного судоходства. Северный морской путь в основном проходит по территории российского государства, соответственно, и находится в правовых рамках российского законодательства. Поскольку он меняется (кое-где он проходит по территории нейтральных вод), была организована администрация Северного морского пути, и эта администрация обязывает иностранные судна заранее уведомлять о том, что то или иное судно пройдет по территории Северного морского пути в то или иное время. Администрация рассматривает заявку, даёт разрешение и соответствующие рекомендации.

Против существования вот такого регламента выступают США и их союзники, в частности, Великобритания. Они заявляют о том, что не нужен  такой заявительный порядок и все, кто хотят, пусть те и ходят.  Мы, естественно, вполне обосновано выступаем против этого решения и оно абсолютно логично. Международное сообщение это, на мой взгляд, ещё перспектива. Пока что это такой приятный бонус в виде прохождения транзитных международных судов по территории Северного морского пути, где мы получаем очевидные преимущества и сопровождаем эти судна.

Вообще Северный морской путь — это наша национальная артерия и ещё долго этот путь будет оставаться национальным путем Российской Федерации, если мы, конечно, будем его развивать. Нам, прежде всего, нужно стремиться к развитию инфраструктуры:  и портовой, и логистической, и железнодорожной, и транспортной, которая способствовала бы укреплению позиций Северного морского пути. Поэтому это чрезвычайно важное направление, очень нужное. Борьба за Арктику сейчас идет очень жесткая. Арктика превращается в некий такой арктический Персидский залив. Претензии на Арктику предъявляют достаточно большое количество государств, которые не относятся к арктическим государствам. В частности большие претензии на Арктику имеет Китай. Китай, как вы знаете, испытывает углеводородный дефицит. А Арктика (в частности полуостров Ямал) обладает богатейшими запасами углеводородов и редкоземельных элементов. Поэтому будет  идти жесткая и очень жесткая борьба за Арктику между, прежде всего, Китаем, США, Великобританией, которые всё громче заявляют о своих амбициях.  

Если говорить о круглогодичном транспортном сообщении, то это из разряда невозможного. Сейчас перевозку можно осуществлять по Северному морскому пути с середины июля по сентябрь, когда по нему можно ходить, не испытывая там особых проблем. Хотя это тоже всё относительно. Но складывается такая тенденция, о которой говорят множество экспертов, что Арктика теплеет. И в перспективе это  порядка двухсот дней. У России есть преимущество — это ледокольный флот, который может осуществлять проводку практически круглогодично. Сейчас в Петербурге строят принципиально новые ледокольные современные суда. Три из них уже построены и ещё активно строятся суда ледокольного плана «Лидер». С ними связывают большие надежды.

Поэтому, конечно, мы можем получить от эксплуатации Северного морского пути очевидные экономические, геостратегические выгоды. Здесь, как мне представляется, нашим союзником, прежде всего в плане такой инвестиционной активности, может выступать Китай. В новой арктической стратегии Китая даже существует термин «Полярный шелковый путь».  Во-первых, для китайцев это альтернатива перевозкам по морскому пространству, которое контролирует англо-саксонский мир. Здесь китайцы получают преимущество. И этот путь значительно короче, чем через тот же Суэцкий канал. Плюс нет пиратства. Но пока китайцы не особо инвестируют на тех условиях, которые предлагает Российская Федерация.

Нам в первую очередь нужно решить проблемы портовой инфраструктуры и, соответственно, проблемы инфраструктурно-транспортного обеспечения (подъездов к портам и т.д.). Необходимо реконструировать около 15 портов, привести их в соответствующее состояние. И вдоль трассы Северного морского пути и смежных портов, чтобы связать и заинтересовать китайцев северо-восточными территориями Китайского государства. Всё это необходимо делать. И если это будет сделано, то только в этом случае российское государство получит очевидные преимущества от эксплуатации Северного морского пути. Но президент Владимир Путин прав, и сейчас нам нужно направить максимум стратегических, экономических и политических усилий на модернизацию Северного морского пути и наше закрепление на этой территории».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru