Пасха в условиях пандемии — сегодня и год назад: мнение Анатолия Степанова

Сегодня Православная Церковь празднует свой самый великий и светлый праздник — Воскресение Христово. В текущем году миряне с особыми чувствами празднуют Пасху в сравнении с годом ранее, когда большинство храмов не смогло пустить прихожан из-за тотальных коронавирусных ограничений. Пандемия коронавируса еще не пройдена, но граждане уже приспособились жить в условиях коронавируса, и могут пойти в храм.

Какую работу проделала, и с какими трудностями столкнулась Русская православная церковь за прошедший год в беседе с «Политемой» главный редактор портала «Русская народная линия» Анатолий Степанов.

«Отличия, как мы встречаем Пасху в этом году по сравнению с тем, что было год назад, разительны. Это связано с тем, что за это время стихла паника, которая охватила властные круги после появления коронавируса. Первоначально ведь было не понятно, что это такое. Да и сейчас до конца не разобрались. Существуют взаимоисключающие версии происхождения коронавируса — одни эксперты считают, что вирус имеет естественное происхождение, другие убеждены, что это искусственно созданный вирус, т.е. фактически биологическое оружие, и вопрос только в том, целенаправленно оно применено или случайно «утекло» из лаборатории.

Из-за этой непонятности прошлой весной в стране была настоящая паника. Мы наблюдали суматошные, лихорадочные действия власти, стремившейся не допустить распространение коронавируса, но делающей для этого нелепые шаги, вроде закрытия храмов, при том что поначалу самолеты из стран, где бушевала болезнь толком не досматривались, а пассажиры отпускались по домам. Не был выработан стандарт лечения болезни, врачи действовали зачастую, опираясь на собственный опыт и разумение. Огромное влияние получили санитарные врачи, которые своими предписаниями и запрещали церковные богослужения. По прошествии года этой паники нет, мы видим, что власть действует спокойно, уже более-менее ситуация стабилизировалась и, соответственно, нет давления на верующих.

В результате давления со стороны власти на Церковь, чтобы сохранить возможность совершения богослужений и участия в богослужениях хотя ограниченного числа мирян, Священноначалие пошло на ряд чрезвычайных мер, в частности, был изменен порядок причастия. Он до сих пор остается прежним и вызывает критику со стороны значительной части духовенства и мирян. Но, как у нас в России испокон веков водится, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Поэтому во многих местах архиереи закрывают глаза на то, когда священники служат «по-старому», применяя единственное средство борьбы с распространением вируса внутри храма – одноразовые стаканчики для запивки после причастия.

Впрочем, это было и год назад, строгие меры, которые принимались в ряде епархий, сопровождались со стороны многих архиереев спокойным отношением к тем, кто эти меры санитарного контроля не соблюдал. Просто это не выставлялось напоказ, чтобы не давать повода либеральной тусовке нападать на Церковь.
Поэтому сегодня, можно сказать, что Церковь встречает Светлое Христово Воскресенье в иных условиях.

Конечно, этот год прошел не без потерь для Церкви, вынужденные меры со стороны Священноначалия породили неадекватную реакцию у некоторой части духовенства и мирян, чем воспользовались всякого рода раскольники, которые активизировали агитацию по поводу «безблагодатности» храмов Московской патриархии, на что купилась часть нетрезво мыслящих мирян. Не буду в эту тему углубляться, но такая реакция имела место быть, однако, в общем-то, это «православное ковид-диссидентство» стало, по сути, микроскопическим явлением и не внесло настроений в жизнь Русской Православной Церкви».

 Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version