23 мая 2021, 10:03

Пара слов об импортозамещении на примере юга России

У нас очень любят говорить о великих достижениях. По любому поводу. Собственно, это свойство не только нашей реальности. Но наша ведь нам ближе, согласитесь. И отвечать мы можем только за неё. Впрочем, это и так очевидно. Так вот, у тех, кто рассказывает нам об эпических «перемогах» есть некий список тем, которые можно было бы вполне определённо назвать священными коровами данного дискурса. Одной из них, безусловно, является импортозамещение.

Не все уже помнят, но о нём долго и с большим чувством говорилось ещё до санкций животворящих. Это давний и фундаментальный посыл власти обществу, в течение минимум полутора десятилетий усиленно транслировавшийся в массы даже на уровне социальной рекламы. Правда, подходили к оной, как всегда, весьма «креативно». Я, к примеру, помню ещё в конце «нулевых» на улицах моего родного города на солнечном Юге подобного рода билборды, где слегка одетая девушка придерживала ладонями содержимое лифчика на фоне жизнерадостной надписи: «Поддержи отечественное». А потом пришли те самые санкции и процесс, что называется, пошёл. Только вот в какую сторону – вопрос хороший. И детали подобного «импортозамещения» периодически пробиваются на свет Божий, просто очаровывая своим великолепием.

На днях в информационном пространстве Юга России полыхнул довольно занятный, но очень быстро замятый скандал. А дело было в следующем: в местные телеграм-каналы просочился снятый на смартфон ролик с одного из наиболее импортозамещённых предприятий – завода компании «Сады Придонья». Флагмана отечественного производства соков, гордости южного региона, образца социально ответственного и неимоверно патриотического бизнеса. В этом месте, вероятно, полагается встать и начать петь гимн, но я, с вашего позволения, воздержусь. Спасибо за понимание. Так вот этот короткий ролик поведал дорогим россиянам, что на оном заводе разливают в пакеты не соки из родных донских, кубанских и волжских фруктов, а концентрат, произведённый в государстве Израиль. Экое замечательное импортозамещение получается. Как тебе такое, Илон Маск?

Собственно, «Сады Придонья» даже и не отпираются. По их словам, значительная доля сырья для производства соковой продукции (до 70%) завозится в Россию из-за рубежа, при этом 25% составляют фрукты, которые у нас в стране не произрастают ©. Стало быть, 75% — это фрукты, которые есть на месте. Но их совершенно не рвутся «импортозамещать».

И это при том что большой регион, в котором находится оное предприятие, самый хорошо плодоносящий в России. И один из лучших на всём постсоветском пространстве вообще. Везти в него концентраты сока из далёких палестин – весьма мощный ход. Даже не знаю, с чем это связано. Может «рыночек порешал». А может и некие нерыночные механизмы. Кто ж его знает? Даже закрадывается мысль: а не приложил ли к этому руку ХАМАС?

Хотя, скорее всего, причины куда проще. И имеет смысл поинтересоваться качеством того, что они в итоге разливают – имеет ли это вообще отношение к соку. Ну, если везти концентраты аж из Израиля дешевле, то, вероятно, это неспроста. При этом нам доблестно рассказывают про то, как СССР (мировой лидер по производству галош) закупал зерно за границей. Но мы, естественно, не такие! Как же иначе.

Но, так или иначе, именно подобным образом ведётся тот самый «социально ответственный бизнес» здесь, на Юге России. С абсолютным презрением и к местным природным богатствам, и к местному населению.

Как же получается, что дела здесь ведутся именно таким образом? Ведь в этом смысле Юг России не в лучшую сторону отличается от других регионов нашей страны. А здесь имеет смысл задаться вопросом: кто решает всё на местах? И сразу же взгляд упирается в «лики стабильности» — губернаторов. То есть местных удельных князей, несущих за это максимальную долю прямой ответственности. И в их ряду, пожалуй, более всех выделяется губернатор Ростовской области г-н Голубев. Отставка которого уже несколько раз казалась предрешённой, но он всегда оказывался образцово стабилен. При этом, заваливая и саботируя даже ключевые федеральные программы.

Пример — новая агломерационная стратегия развития регионов. В этом смысле Ростовская область с его подачи – абсолютный аутсайдер. В частности, по факту саботируется продвигаемый экс-полпредом (а ныне замглавы АП Дмитрием Козаком) проект «Большой Ростов«: довольно амбициозная программа, озвученная ещё десять лет назад, предусматривающая объединение Ростова-на-Дону с соседними городами, в том числе Аксаем. Причина прямого противодействия местных властей (в первую очередь губернатора) очевидна давно: нежелание утрачивать контроль над земельными ресурсами. Дело в следующем: Ростов-на-Дону окружают нелегальные рынки и коттеджные поселки, построенные на незаконно отчужденных сельхозземлях. Одним из тех, кто всё это непосредственно крышевал, был близкий соратник губернатора Голубева глава Аксайского района г-н Борзенко, ныне находящийся в СИЗО и обвиняемый в создании «земельной» ОПГ. При этом заложниками ситуации оказались сотни, а возможно и тысячи частных предпринимателей, в одночасье потерявших всё, когда данные рынки закрыли. И в Ростове это сейчас настоящая трагедия, реально подрывающая авторитет государства.

При этом реальный бизнес на Дону стремительно выдыхается, а зачастую и вовсе покидает Дон. Прямые жертвы «антиэкономической политики» в регионе: Исаевский машиностроительный завод, Красносулинский металлургический комбинат, кондитерская фабрика «Мишкино», Кагальницкий молокозавод, компании птицеводческой группы «Евродон», оператор тепличных комплексов «Премиум Тула», зерноторговая корпорация «Волго-Дон», станкостроительный завод «Ковосвит». А головной офис компании «Глория Джинс» и вовсе переехал из Ростова в Гонконг. Дошло до того, что производственные мощности «Ростсельмаша» тоже начали развивать в Канаде. И это тоже к разговору об импортозамещении. Не удивительно, что по итогу всего этого ходят разговоры о том, что численность населения Ростовской области сократилась уже чуть ли не на 100 тысяч человек.

На вопрос о том, почему г-н Голубев до сих пор остаётся при должности, у ростовчан существуют разные точки зрения. Это и верные друзья в Москве, в числе которых называются бывший премьер Медведев и действующий глава МИД Лавров. И то, что г-н Голубев доблестно обеспечивает нужные результаты на всех голосованиях. И даже то, что менять его, якобы, не на кого (хотя, кого и когда это останавливало). Факт тем не менее остаётся фактом. И это прискорбно. Потому что именно из такой «стабильности» и прорастают на свет Божий зёрна сепаратизма. Что же до импортозамещения – пример «Садов Придонья» и «Ростсельмаша» не единственный. И лично я откровенно затрудняюсь сказать, в какой мере эта тема вообще состоит из подобного лицемерия и надувательства. Как, впрочем, и многое другое. Остаётся лишь надеяться, что когда это всё достигнет критической величины, момент отрезвления не будет слишком сокрушительным. Хотя кого я обманываю? Мы ведь не за один день дошли до жизни такой.

 

Автор: Павел Кухмиров

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции