09 октября 2021, 11:01

Отцы лжи: зачем на российском ТВ оскорбляют жителей Донбасса?

Вероятно, сериал «Контакт» производства ТНТ остался бы одним из многих плюс-минус одинаковых сериалов этого же производства, с соответствующим вниманием публики, если бы не одно скандальное обстоятельство. Речь, понятно, про эпизод с донбасскими беженцами.

Эту абсолютную мерзость уже неоднократно пересказали все, кто хотел еще и посмотрел. Но все же перескажу еще раз (без малейшего удовольствия). Правоохранитель в исполнении Павла Майкова проводит внесудебную расправу с семейной парой донбассовцев, ограбившей его подругу и сослуживицу. Наглые опустившиеся ворюги, неистово «шокающие» и «гэкающие», сначала отпираются, затем под угрозой сознаются, но без капли раскаяния – «вы нам всем должны», «мы за русский мир пострадали». Узнав, что ограбленная этническая литовка, еще больше распаляются – «Литва это НАТО, исконные враги». Когда герой Майкова в заключение произносит пафосный монолог о том, что честным россиянам еще и придется детей этих паразитов воспитывать и учить, подруга слегка смущает его фразой «их дети на войне погибли». Непонятно, правда, то ли здесь попытка хотя бы чуть-чуть сделать образ беженцев менее однозначным, то ли наоборот – показать их такими тварями, каких и смерть детей не исправит.

Люди начал вспоминать, в каком контексте и сколько раз упоминали Донбасс на ТНТ раньше. Вспомнили мимолетный противоречивый момент в «Физруке», где Фому (Нагиева) хотели нелегально переправить через ДНР в Болгарию, и пятиминутку поганых шутеек фигляров-стендаперов о Мотороле. Я, как человек, посмотревший немало сериалов на данном канале (не горжусь), вспомню еще второстепенную героиню многосезонной «Ольги» — хабалистую беженку-проститутку, заключившую фиктивную брак ради ВНЖ. Тоже, как видно уже из описания, сомнительный персонаж. Но на самом деле, в конкретном случае, не лучше и не хуже других персонажей этой действительно неплохой социальной трагикомедии.

Да что ТНТ. На всех российских каналах и во всех российском кинематографе последних лет можно, конечно, но сложно найти карикатурных тварей, аналогичных «контактовским». Даже зверолюди из шедевров Звягинцева на их фоне светочи нравственности и гуманизма. И все это, замечу, на фоне тщательно, упорно и нахраписто протаскиваемого в каждый третий фильм и сериал идеализированного образа среднеазиатского гастарбайтера. Доброго, мудрого, грустного, расстраивающегося, что его травят и обижают проклятые русские фашисты, но великодушно их прощающего и разъясняющего, что не надо никого судить по цвету кожи и разрезу глаз. Такие образы, повторюсь, сплошь и рядом. В том числе, к сожалению, в довольно добротных сериалах типа «Склифосовского».

Характерный пример – прошлогодний фильм «Неадекватные люди-2». Там главная героиня, порвав в силу ряда причин с прежней социальной средой, мучительно ищет новую. Она вежливо отшивает проявляющего к ней знаки внимания компаньона, успешного симпатичного коммерсанта, и идет варить плов новой семье – приютившим ее добрым среднеазиатам разной национальности и пола. Терпимость, дружба народов – это все хорошо, я сам националист и интернационалист одновременно (интернационализм – это ведь равноправные добрые отношения людей, осознающих уважающих сою и друг друга национальную идентичность). Но когда такая неприкрытая пропаганда идет на фоне известий о том, что 75% изнасилований в Москве совершают гастарбайтеры, а на фоне многолетней трагедии Донбасса идет «Контакт»…

Добавлю, что еще на фоне этой трагедии «Мегафон ТВ» размещает откровенно пропагандистский украинский фильм «Позывной Бандерас» о «героях АТО», а официозный телеканал «Россия 1» покупает сериал «Небесные родственники», произведенный «Студией Квартал 95» Зеленского. Кстати, и одиозная сцена из «Контакта» тоже выглядит местами будто снятой украинскими пропагандистами. Шутейка «Смотри, Бандера!», с которой Майков выхватывает топор из рук оппонента-беженца, это ведь из их арсенала, это они утверждают, что «Бандера» суть порождение воспаленных ватницких мозгов. Странно, что не «смотри, распятый мальчик» или «смотри, самка колорада, сама себя обстрелявшая».

К сожалению, нет. Перед нами не диверсия внедренных украинцев, а вполне доморощенный продукт, истоки которого – в весне-2014. Тогда российский официоз на кратчайший миг поставил Новороссию почти вровень с Крымом, но затем в силу разных причин, о которых многократно говорилось, резко откатил назад. А российское общество с ним в основе своей согласилось. Донбассовцы в лучшем случае стали чуть-чуть лучшими украинцами, воющими за чуть-чуть лучшую Украину с чуть-чуть худшими. В среднем случае – ленивыми хатаскрайниками, которые «не так встали» и поэтому не заслужили крымской участи. В худшем, но совсем нередком – упырями из «Контакта».

Вынужден процитировать собственные строки пятилетней давности на эту же тему, к сожалению, не потерявших актуальности: «Аналогия, которую бы я хотел вспомнить в контексте Донбасса, это так называемый «кровавый навет» — обвинения евреев в убийствах людей других вероисповеданий (по большей части — христиан) для использования их крови в ритуальных целях. Я не готов и не буду открывать дискуссию, сколько в «кровавом навете» лжи и собственно навета, а сколько — возможной историчности и правдивости. Для самих евреев (а они, как и любой другой народ, имеют право на свой взгляд на историю) это одна из самых мрачных и трагических страниц их истории…Самое страшное, что «кровавый навет» против евреев провозглашали люди других наций и вероисповеданий. А если — свои против своих же?».

В последние месяцы вновь зазвучали какие-то ободряющие слова в адрес Донбасса, о том, что в беде его не бросят. В Донецке проводят «Русские форумы», туда приезжают депутаты Госдумы, принимаются «Русские доктрины». Бог с ним, что каждый такой факт и фактик немедленно аннулируется дежурным выступлением Пескова о «войне украинцев с украинцами». Важно и печально, что внутри РФ всю риторику единения с Донбассом услышит и отрефлексирует меньше народу, чем смотрят сериалы на ТНТ. Более того, даже делая что-то доброе для Донецка и Луганска, российская власть берет за это законный процент и заодно то ли осознанно, то ли случайно натравливает на них «коренных россиян». За раздачей паспортов последовал автобусный завоз их обладателей на думские выборы и назойливая картинка с подспудным смыслом, будто бы донбассовцы главные добровольные фальсификаторы выборов и на них, а не на операторов системы достижения  результата, надо обратить весь гнев.

Завершить хочу словами замечательного донецкого журналиста, русского человека и этнического татарина Рамиля Замдыханова: «Иногда мне кажется, что эту ситуацию не изменит ничто. Кроме большой войны, в которой жители Донбасса «шокающие», «гэкающие» займут свои места в окопах.  А талантливый актёр Майков с бутафорским топором и его сановные продюсеры побегут спасать свои жизни в глубоком тылу. Не спешите. Вы и так профессионально засунули себя глубоко в тыл». Добавлю лишь, что касаются они отнюдь не только Майкова.

Автор: Станислав Смагин