05 июля 2021, 14:17

О каких кондиционерах может идти речь, если рынок пассажирских перевозок в Ростове неконкурентен: мнение Сергея Резника

В Ростове с линии сняли восемь автобусов из-за выключенных кондиционеров. Так закончился рейд, который 4 июля провел глава департамента транспорта Ростова Христофор Ермашов вместе с подчиненными. Всего чиновники проверили 40 автобусов.

Проблема отказа водителями включать кондиционеры в общественном транспорте носит регулярный характер. Неделей ранее на горячую линию муниципалитета поступило порядка полутысячи сообщений с требованиями решить проблему охлаждения автобусов и маршруток.

Исключением автобусов с рейсов городские власти намерены призвать перевозчиков выполнять требования установленных законов и заключенных договоров. Проблему невыполнения требований, а также вопросы рынка пассажироперевозок Ростова-на-Дону в беседе с «Политемой» обсудил журналист-обозреватель Форум.мск Сергей Резник.

«Достаточно посмотреть на обычный легковой транспорт во многих городах. Многие ли ездят на отечественных автомобилях, оборудованных кондиционерами? У моего знакомого как-то была Лада 2109, и летом он включал печку, чтобы успевал охлаждаться мотор. В том числе и так многие ездят.

По поводу рынка маршруток вот еще что интересно. Прежде всего, рынок автоперевозок неконкурентен. Несколько крупных «монстров», которые выросли не без поддержки нашей власти, они делят рынок. А на неконкурентном рынке всегда проигрывает конечный потребитель, потому что он вынужден ездить в том, что ему предоставили, и альтернативы у него нет. Я как-то общался с перевозчиками, которые были готовы ставить на маршруты по 10-15-20 автобусов малой вместимости (так они называются, чтобы уходить от налогов).

Это не маршрутное такси, это ещё одна коварная вещь, которая кроется в автоперевозках. Они говорили так: «Дайте мне маршрут и за тот тариф, который существует, я ещё буду чашку чая людям подавать». Наши перевозчики всегда говорят, что им не хватает денег для того, чтобы за установленный тариф эффективно перевозить граждан. На это влияют многие факторы. Возьмите любого водителя маршрутки, и он расскажет вам на что он в течение дня тратит и куда забрасывает деньги. Плюс финансовая составляющая маршруток абсолютно непрозрачна.

Поэтому чтобы навести там порядок нужно заводить туда хитро вникающего человека с двумя-тремя автоматчиками постоянного его сопровождающими в бронежилете и каске. Чтобы он стабилизировал состояние между тарифом, оплачиваемым проезжающим пассажиром, зарплатой водителя, а это очень тяжелая работа, и теми платежами, которые идут полуофициально. А главная, конечно, проблема в том, что рынок абсолютно неконкурентен и у потребителя практически нет выбора. Люди уже научились выживать и это правильно. Три-четыре человека собираются, заказывают с утра такси и разъезжаются по работам, сбрасываясь вполне себе терпимыми деньгами.

Раньше считалось так, что каждый уважающий себя следователь, прокурор, чиновник  должен иметь одну-две-три бегающих на него маршрутки. Это, конечно, предпринимательская деятельность, это, конечно, незаконно, но где это учитывалось? И автопредприятия, в которых было больше таких маршруток, они имели большие лоббистские возможности. Но всё это было лет 10 назад. Сейчас, наверное, всё в ростовских автохозяйствах доведено до абсолютного совершенства и полнейшего соответствия российскому законодательству».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru