17 апреля 2021, 10:28

Ничего особо не поменяйло: к фигуре нового главы Северной Осетии

На прошлой неделе в России произошла очередная губернаторская отставка – на этот раз без арестов и щелканья наручников, как в Пензе. Со своего поста ушел глава Северной Осетии Вячеслав Битаров, при котором регион показывал неоднозначные результаты, и деятельность которого собирала неоднозначные отклики. Его сменщиком стал вице-адмирал Сергей Меняйло, до этого руководивший Севастополем и трудившийся президентским полпредом в Сибирском федеральном округе.

Одиннадцать лет назад он уже был среди претендентов на место главы Северной Осетии – кстати, своей малой родины; но тогда назначили Таймураза Мамсурова.

С некоторой доли шутки, которая ограниченно есть в каждой шутке, можно сказать, что центр вернулся на Северном Кавказе к  дореволюционной традиции назначения генерал-губернаторов: это ведь уже второй случай за относительно короткий срок, первый — Сергей Меликов в Дагестане. Конечно, Меняйло, строго говоря, адмирал, а не генерал, и разница в дагестанской и северосетинской ситуациях есть, Северная Осетия в меньшей степени обособлена от остальной России и ближе к ней в социокультурном и цивилизационном плане. Но есть и немало черт сходства как в делах республик, так и в фигурах их руководителей. Вплоть до того что оба наполовину русские, а наполовину представители местных этносов, Меняйло осетин, а Меликов лезгин (но, кстати, православный).

При этом я бы отметил, что генерал-губернатор и губернатор-генерал (адмирал) это все-таки две чуть разные по наполнению корзины. Да, на Северном Кавказе, тем более нынешнем, чрезвычайно нужны жесткость, готовность примерить амплуа «санитара леса» и умение управлять в ручном режиме. Да, в Северной Осетии огромное количество завалов, требующих разгребания. (У нас вообще по всей стране лишь в немногих регионах после немногих руководителей ресурсов для загребания остается больше, чем завалов для разгребания, и все равно каждый новый сменщик умудряется еще загрести, а вот разгрести…). Да, порочная донельзя практика потворства местным нравам и особенностям под лозунгом «Восток (Кавказ) дело тонкое» привела к тому, что в регионе образовались где-то мини-Сомали с мини-Афганистанами, а где-то (мы знаем где) – мини-Саудовская Аравия, но с сильным привкусом все тех же Сомали с Афганистаном. И все это варево еще и выплескивалось в остальную Россию. Да, здесь особенно нужна строгая равноудаленность от местных элит, каковую ожидают от Меняйло.

И все-таки местные особенности и специфика если не требуют, то мягко просят хотя бы какого-то внимания к ним, тем паче, повторюсь, Северная Осетия — это другая история, чем Дагестан-Ингушетия-Чечня. У Меняйло в Севастополе с дипломатией были серьезные проблемы, а равноудаленность от них превратилась в равную жесткую борьбу против них всех. Он не хотел прислушиваться ни к местной общественности, ни к группе Алексея Чалого, зачастую объективно формулировавшей городские нужды и всей своей деятельностью заслужившей право быть услышанной. Когда народный мэр возглавил Агентство стратегического развития Севастополя, бравый экс-флотоводец сначала демонстративно игнорировал все инициативы этой структуры, а затем накануне выборов в местное Заксобрание развязал против «чаловцев» жесткое и открытое противостояние внутри «Единой России». В итоге Меняйло удалось отодвинуть в сторону сначала Чалого, затем группу еще одного видного местного политика, Дмитрия Белика, но в итоге все равно оказался в отставке.

Дело, конечно, не только во внутриэлитных сварах, страшно далеких от народа. Сергей Иванович не стремился почувствовать местный дух и менталитет, и порой вел себя в городе русской славы, еще раз доказавшем это звание семь лет назад, как в захваченном вражеском городе. Впрочем, на фоне пришедшего ему на смену Дмитрия Овсянникова, Меняйло оказался еще не катастрофой.

Допустим, в родных краях Сергей Иванович будет вести себя чуть по-другому, совмещая жесткость и внимание к нюансам. Тут, однако, главное, не впасть в очередную крайность, полностью встроившись в местные порядки и внутривидовые элитные взаимодействия, либо поменяв людей, но порядки еще усугубив. Именно так, похоже, произошло с его тезкой Меликовым в Дагестане.

Генерал, чья деятельность в Нацгвардии оставила после себя множество вопросов финансово-имущественного характера, взял под крыло ряд местных политиков с сомнительной репутацией, а на многие ключевые посты рассадил своих знакомцев с предыдущих мест работы, также с довольно сомнительным репутационным щлейфом. В итоге все эти люди процветают, а тяжелейшие местные проблемы, решение которых отдано им на откуп (наркотизация населения и наркомафия, исламизм, здравоохранение, водо- и энергоснабжение, мусорный коллапс) только усугубляются.

Но в рамках нынешней российской системы и конкретно её северокавказской политики удивляться этому сложно, равно как сложно и ожидать каких-то прорывов от отдельных руководителей. Если не то что разгребет завалы, а хотя бы новых оставит меньше, чем загребет себе в карманы, если не то что не уклонится в одну из крайностей, а хотя бы не рухнет в нее, руша все на пути – уже достижение.

 

Автор: Станислав Смагин