26 июля 2021, 17:27

Необходимо применить комплексный подход при решении национальных проблем России: мнение Василия Колташова

В России по-прежнему наряду с достижениями есть и нерешенные проблемы, такие как, например, бедность и низкое качество медицинских услуг, заявил президент Владимир Путин в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Они связаны с доходами населения, медициной и износом инфраструктуры. Темпы позитивных изменений в России, в том числе в экономике, развитии регионов и экологии, надо наращивать, подчеркнул президент.

Социальные проблемы России, а также пути выхода из сложившейся ситуации в беседе с «Политемой» обсудил руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.

Здравоохранение

По здравоохранению было отмечено сразу ещё в начале периода пандемии, что сохранение советской системы здравоохранения в России обеспечило возможность для борьбы с пандемией. Это означает, что некоммерционная система медицины стала основой для качественной работы в борьбе с пандемией.

Хотя в этот же период выявились главные пороки прежней системы, которые состоят в том, что большое количество региональных медицинских учреждений (да и в крупных городах тоже) испытывают острую нехватку медицинского персонала, низкой является оплата труда, недостаточная оснащённость и политика оптимизации, которая проводилась несколько лет. Это только усугубляло ситуацию, и только благодаря тому, что эта политика не зашла достаточно далеко, не достигла своих целей, Россия оказалась относительно готова к отражению вызова в виде пандемии.

Но сейчас в новой обстановке открытым является вопрос о том, что здесь делать. Очевидно, что нужно поднимать оплату труда работникам сферы медицины и речь не только о врачах. Прежде всего увеличивать количество людей в регионах, которые учатся на медиков и в средних, и в высших учебных заведениях. И таким образом обеспечивать работу единой общенациональной системы здравоохранения, которая при этом должна избавиться от очень больших очередей. Это проблема больших вложений и в тоже самое время правильного администрирования, а также подготовки кадров. Нужно развивать модель Семашко, которая лежала и лежит сейчас в основе системы здравоохранения. И это, конечно, не коммерческая медицина, а здравоохранение как национальная политика.

Инфраструктура

То, что является инфраструктурной проблемой России, например, недостаток общественного транспорта в крупных городах, является важным инструментом для обеспечения экономического роста. В свете последней аварии на Транссибе, когда на трое суток прекратилось движение любых грузов, кроме продуктов питания на Дальний Восток, то есть поток контейнеров из Китая пресекся. Это показывает, что в инфраструктуру нужно ещё много вкладывать. В этом плане вложения в инфраструктуру могут дать очень хороший мультипликативный эффект для всей экономики. Это одна из основ будущего экономического роста. Таким образом, решая эту проблему, государство будет обеспечивать рост российской экономики, создание рабочих мест и общеэкономическое улучшение ситуации.

Бедность

Бедность сейчас является, наверное, самой острой из проблем, но эта проблема особенно возросла под влиянием экономического кризиса после 2013 года. Свой вклад также внёс 2020-й год, потом рост мировых цен на продукты питания, глобальная инфляция. Проблема бедности оказалась особенно острой в регионах, где оплата труда часто является очень невысокой. В этом плане перед государством стоит задача борьбы со сверхнизкой оплаты труда.

А это означает, что государство в своем секторе обязано платить как можно больше, особенно в регионах, где люди, работающие на государство, получают очень немного. В этом случае на рынок будут поступать положительные сигналы, чтобы и частный работодатель был готов платить больше. То есть государство должно конкурировать на рынке труда, играя на его повышении, а не на понижении, как считают либеральные экономисты. Нужна минимальная почасовая ставка оплаты труда, нужны новые бюджетные места, нужно, чтобы вложения в инфраструктуру создавали больше рабочих мест, потому что как известно строительство и создаёт больше всего рабочих мест в экономике и даёт наиболее сильный импульс в развитии экономики. Одновременно с этим большое значение для ликвидации бедности будет иметь рост предложения жилья и спросы на жилье, чтобы люди решали свои жилищные проблемы и приросли объемы строительства. Ещё один важный инструмент — это сокращение рабочей недели. Причем сокращение ее не только в днях, но и в часах, чтобы работать нанимал трех человек там, где он сейчас может нанимать двух.

Если государство стремится к более полной занятости в экономике, то это приводит к тому, что стоимость рабочей силы начинает повышаться. В таком случае метод «выжатого лимона», который часто применяют работодатели, становится более трудно применим, потому что они вынуждены ориентироваться на более строгие нормы и оплаты труда, и допустимого рабочего времени. После этого формальное повышение минимальной заработной платы тоже может дать какой-то эффект, но работодатели могут это просто проигнорировать, ориентируясь на рыночную цену рабочей силы. В этом смысле их сопротивление будет невозможно сломить, если вы не создадите такие механизмы, которые будут работать на повышение оплаты труда.

Проблема бедности — это проблема ещё и социальной политики. Либеральные экономисты здесь рекомендуют действовать по принципу адресной помощи, но в этом смысле эффективнее социально-адресная, когда помощь получают угловые слои населения. Но самой эффективной является помощь, когда люди получают возможность освоить новую профессию, которая позволит им решить материальные, социальные и эмоциональные проблемы.

Образование

В своем выступлении президент отметил ещё одну проблему — изношенность школьных зданий. Зачастую классы в школах очень велики, рассчитаны на 30-40 человек. Однако учебных классов должно быть больше, а сами классы должны иметь максимум 15-20 человек. В этом плане, конечно, нужно, чтобы поменялось образовательная политика. Это означает строительство новых корпусов, переход от политики, когда ЕГЭ является главным, а знание не значит ничего. Это вопрос масштабной контрреформы образования, а вместе с ним и науки.

Нужно менять образовательную политику, делать ее в некотором смысле более адресной. Это означает, что нужно иметь больше количество учителей на меньше количество учеников при том, что эти учителя никогда не должны работать на 1,5-2 ставки, чтобы более качественно выполнять свою работу. Естественно, самих школ требуется больше, школы нуждаются в новых корпусах и в реконструкции старых.

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru