03 июля 2021, 10:09

Не нужен нам берег кубанский: о клинической смерти российского турсезона

В свое время наступательные операции советской армии в 1944 году, по итогам которых было окончательно сломан хребет III Рейху, получили название «десять сталинских ударов». А в конце июня этого года по туристической отрасли собственной страны и конкретно главной, наряду с Крымом, ее курортной житницы (Кубани), были нанесены два мощных удара…назовем их, например, мишустинско-кондратьевскими, по фамилии губернатора Краснодарского края.

Сначала краевые власти заявили: с 1 июля пускать отдыхающих  они будут только при наличии отрицательного ПЦР-теста или документа о вакцинации. С 1 же августа правила еще более ужесточатся, и все отельно-санаторные  заведения откроют свои двери гостям только при наличии у них сертификата о вакцинации от коронавируса. Реакция последовала мгновенно.  Глава Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе 24 июня заявила:

«Буквально через полчаса после опубликования этого заявления пошел шквал запросов на аннуляцию. Это вызвало волну негатива и возмущения со стороны наших туристов. Пока мы путешественникам рекомендуем такие запросы не доводить до аннуляции, надеемся на благоприятный исход дела и хотим увидеть документ, потому что непонятно, как будут проверять частный сектор, или это коснется снова только отелей. Независимо от всех факторов, на наш взгляд, все это требует вмешательства на самом высоком уровне».

В результате были отменены 30% заявок на июль и, по разным оценкам, от 70 до 80% августовских, а свирепую борьбу за здоровье пожурил даже Роспотребнадзор. В итоге меры на август решили сделать такими же, как на июль, и даже расширить список оснований для допуска: попасть в Адлер, Геленджик или Лазаревскую можно будет при наличии 1) прививки 2) справки с портала  «Госуслуги» о перенесенном ковиде за последние полгода 3) медотвод с отрицательным ПЦР. Но «откатить» ситуацию к первоначальной уже явно не получится. Правда, по словам Кондратьева, отменено всего 10% бронирований, а уже сейчас на кубанских курортах отдыхает больше людей, чем год назад в это же время. Сложно не заподозрить в этой оценке чрезмерный оптимизм на грани откровенного манипулирования данными.

Вторым ударом, и уже не только по Кубани, стало восстановление авиасообщения с Турцией. Оно, напомним, было приостановлено весной на фоне украинско-донбасского обострения и активного участия в нем Анкары. Формально причиной объявили всю ту же уханьскую хворь, но фактические основания были вполне прозрачны. Зампред Совета Федерации Константин Косачев, ранее возглавлявший там комитет по международным делам, даже укорил через губу соотечественников:

«В Крыму живет около 2 миллионов граждан России, в Севастополе — ещё около 500 тысяч. Это их Эрдоган не считает гражданами России, а Зеленский, которого он столь решительно поддержал, считает оккупантами. На каждого «турецкого» отпускника — по пять сограждан, которых они не считают свободными людьми. Заявления Эрдогана [он в те дни дежурно назвал Крым украинским] прозвучали уже после того, как люди спланировали свой отпуск, и они, разумеется, имели полное право так поступить. И можно им только посочувствовать, когда пандемия так безжалостно вмешалась в их жизнь.

Но я о другом. Так хотелось бы, чтобы уже после таких заявлений хотя бы какая-то часть, если не все отпускники, посчитали бы для себя морально невозможным отдыхать в стране, посягающей на права и свободы миллионов их сограждан, по собственному выбору, а не из-за отменённых авиарейсов. Потому что вне зависимости от действий властей должна же быть и гражданская солидарность. Именно в таких ситуациях нация проверяется на патриотизм, вне зависимости от планов на отдых. И это было бы по-настоящему мощным ответом нашего общества на безответственные заявления лидера страны, приглашающей к себе на отдых россиян в расчете на их безоглядную любовь к тёплому морю. Или опять начнётся нытьё типа «вы там сами разбирайтесь, а у меня планы рухнули» и окажется, что насчёт гражданственности я всего лишь размечтался?».

Правда, российская «элита» почему-то не спешила подать пример несознательным гражданам, например, прекратив газовые шашни с Эрдоганом или приостановив строительство АЭС «Аккую», идущее фактически себе (то есть российским гражданам) в убыток. Опять же, было понятно, что сразу после урегулирования текущих разногласий турецкие курорты мгновенно станут свободными от коронавируса. Так же, как в свое время турецкие помидоры мгновенно превратились из вредных в полезные после якобы «извинений» Эрдогана за гибель нашего летчика (извинениями тогда решили считать фразу из серии «бывает, проехали»).

Так оно и получилось, в общем-то. И сложно назвать комбинацию двух событий чем-то, кроме как плакатом с аршинными буквами «На российский Юг не ехай, в Турцию ехай». В заключение должна быть какая-то мораль, но какая уж тут мораль.

Автор: Станислав Смагин