07 декабря 2020, 15:36

На Украине заговорили о донбасском сценарии для Закарпатья — мнение

Потенциальный очаг войны —Донбасс— находится непосредственно у границ Южного федерального округа. Politema следит за обострившейся там в последнее время ситуацией с горячим сочувствием и поддержкой русским людям, оказавшимся в эпицентре гражданского противостояния.

Однако не меньшее внимание простых обывателей, прессы и международного сообщества привлекает сейчас накалившийся до предела этнический конфликт в украинском Закарпатье.

Доктор философских наук,специалист по проблематике Закарпатья Эдуард Попов специально для Politema прокомментировал эту ситуацию.

В самом западном регионе Украины обострились отношения с местным весьма влиятельным и активным венгерским (мадьярским) меньшинством. Служба безопасности Украины (СБУ) 30 ноября провела обыски у одного из лидеров венгерской общины в Закарпатье, председателя партии КМКС (Партия венгров Украины) Василия Брензовича. Точнее, обыскам подверглись объекты культурной и политической активности мадьяр, включая здание венгерского института в Береговом (районный центр Закарпатской области с наиболее многочисленным венгерским населением). Потому правильней говорить не о давлении, оказываемом на Брензовича, а о преследовании всего мадьярского меньшинства. В пользу этого заключения говорит длинный перечень взаимных украинско-венгерских претензий и обид. Список этот настолько внушителен что не будет преувеличением сказать: венгры — второй по значимости враг Украины после России. Враг пока неофициальный

В интервью газете «Известия» украинский политолог Александр Семченко озвучил прогноз: Украина рискует получить гражданскую войну на крайнем западе страны.

«Сценарий мне видится такой: Киев введет в Закарпатье полицейский или армейский контингент, местные организации окажут противодействие. Прольется кровь, и Украина получит второй Донбасс», — выразил свое мнение Семченко.

Насколько прав украинский политолог в своих алармистских прогнозах, которые с готовностью растиражировали российские СМИ?

Сразу скажу: я не верю в перспективы гражданской войны и партизанского движения в Закарпатье, о которых рассуждает Семченко. По той простой причине, что прекрасно помню подобного рода рассуждения, происходившие еще в начале марта 2014 года. Да и события, аналогичные сегодняшним (обыски в домах закарпатских венгров и пр.) тоже имели место в недавнем прошлом. Например, в ноябре 2017 года в Закарпатской области проходила чекистско-войсковая операция с участием армейских подразделений (!). Поводом к ее проведению послужила криминальная активность местных контрабандистов. Но почему-то обыскам подверглись исключительно дома местных венгров.

Таким образом, нынешнее обострение далеко не первое и, вероятно, отнюдь не последнее. И вновь как и шесть с лишним лет назад звучат прогнозы местных политологов о гражданской войне в Закарпатье и подготовленных партизанских отрядах. Читателю, кому интересна эта тема, рекомендую посмотреть ролик отрывок пресс-конференции премьер-министра непризнанной Республика Подкарпатская Русь Петра Гецко в Ростове-на-Дону в начале декабря 2014 года. Пресс-конференция получила хорошую прессу и была освещена большим количеством медиа-ресурсов. На ней П. Гецко, в частности, заявил о готовности открыть «второй фронт» против Украины — в Донбассе.

Так что недостатка в прогнозах «второго фронта» в Закарпатье нет. Не знаком с А. Семченко и не могу сказать, какими мотивами он руководствуется. Но хорошо знаю Петра Гецко и, смею думать, неплохо — ситуацию в Закарпатье. Что позволяет мне сделать однозначный вывод против войны в крае. Тому есть множество причин, внешних и внутренних.

К войне психологически не готов русинский народ, который в настоящее время опять надел на себя личину украинских «патриотов». Венгры воевать не пойдут — они не самоубийцы. На войну не явится и сама Венгрия. Почему? Западная поддержка действий Венгрии в Закарпатье. А как же членство Венгрии в ЕС и НАТО? Ответ прост: Венгрия, как часть НАТО, безусловно важна Западу. Но не настолько чтобы жертвовать ради нее территориальной целостностью Украины. Ценность коей в одном-единственном качестве: готовностью воевать с Россией. Вот почему в ближайшее время мы не увидим гражданской войны на Украине. Исход конфликта будет принципиально иным. Что, впрочем, не является более приятным сценарием для Украины.