В этот теплый, солнечный и отвратительный день хотелось (нет, совершенно не хотелось бы, но придется) поговорить о вещах отвратительных, грязных и скользких.
29 июня стало известно – как обычно в таких случаях, сперва из украинских источников – об очередном обмене военнопленных в формате «144 на 144», причем среди украинских пленных был ряд представителей «Азова»*. Вскоре обмен подтвердил глава ДНР Денис Пушилин, заявив, что все обменянные «азовцы»* тяжело ранены, в частности, много ампутантов. Интересно, что накануне глава СК РФ Бастрыкин отмел возможность обмена каких-либо членов «Азова»*, не делая никаких скидок для больных и увечных. Одновременно Верховный суд в третий раз отложил слушания по иску Генпрокуратуры о признании «Азова»* террористической организацией и запрете ее деятельности. И, кроме того, стали попеременно появляться видео с пленным «азовстальцем» «Волыной», где он обличает киевский режим и бывших подельников, и смешные фотографии, где он убирает двор тюрьмы.
Пойди разберись в этой шизофрении, где грустных и в основном риторических вопросов больше, чем ответов. Зачем говорить, что никого из «азовцев» менять не будут и тут же все-таки менять их, одновременно уберегая саму группировку от статуса террористической? К чему в очередной раз после странных обменов вспыхнувшие разговоры «охранителей» про «зато вызволили наших ребят», если у нас для такого вызволения огромный обменный фонд и без «азовцев»? Вообще штатные оправдатели всего и вся не устают пробивать дно за дном. Один наиболее одиозный визгливый «охранитель», точнее, визгливая «охранителька», написала: «Скажите, а гневные смайлы под постом Пушилина [на тему обмена] — это вы чем недовольны?», явно призывая СК и ВС переключиться с бедолаг-«азовцев» на подлецов, негативно «лайкающих» новость об их обмене.
Отдельный вопрос касается «Волыны». Он, допустим, и вправду «лучший среди худших» «азовстальцев», даже не идейный нацист, а кадровый военный, полуслучайно сомкнувшийся с расписным сбродом. Так это было известно с самого начала. Зачем было тщательно и до последнего поддерживать украинскую иконографию «Волына-Калина-Редис»? Чтобы затем показать его стремительное раскаяние, в которое все равно никто не поверит, а увидят лишь прелюдию к помилованию уже всего «Азова»* без исключения? Не говорю уж, что «мужественный, честный, раскаявшийся и прозревший враг, чье раскаяние и прозрение особо ценно ввиду его мужества и честности», то есть вариант Паулюса, и «нелепый нацик, униженный совком и метлой» прямо противоположны по смыслу и ожидаемому воздействию на аудиторию.
Но это вопрос частный, из сферы информационных технологий, а то, что с ними дело швах, мы уже и так поняли. Дадим ответ на все остальные вопросы более широкого политического спектра. Его мы уже не раз давали, и повторять не хочется, ибо он чересчур горек, но придется.
Для российского правящего класса национально-геополитические интересы или их миражи – это не про Родину и народ. И даже по самому большому счету уже не про деловитое сохранение и воспроизводство России как кормушки для себя и будущих поколений – горизонт планирования сместился с десятилетий до считаных лет. Настоящий интерес – это сохранение уже нажитого добра на просторах Запада, при непротивлении Запада и в контексте отношений с Западом.
Так вышло, что интересы лично-политического и имущественного выживания правящего класса временно совпали с интересами выживания России и ее разделенного народа. Была радикально повышена ставка и выбран путь, ранее казавшийся немыслим – боевые действия. Но и сейчас российская «элита» пытается уцепиться за рамку прежней логики и стратегии. Название «спецоперация» это не эвфемизм и не случайный терминологический выбор. Это ставка на прежние механизмы корпоративно-рейдерских противоборств с кровавыми драками ЧОПов, подкупленных правоохранителей, «титушек», и одновременных попыток кулуарно договориться всех со всеми и против всех. Посмотрите относительно недавний фильм «Русский рейд» о захвате винно-водочного завода. Я лишь раза с третьего, и то совсем не до конца, разобрался в смеси благородных и корыстных мотиваций героев, кто и почему друг с другом воюет и почему альянсы меняются со скоростью схода лавины.
Маленькое, но важное неудобство в том, что противник, совершенно не чуждый корпоративно-внутривидовой логики, с нами именно воюет, пусть и снисходительно-удивленно принимает разные уступки и односторонние мутные заискивания. Можно, конечно, и это назвать «спецоперацией», но целью она имеет не новый уютный передел рынка, а принуждение России к очень тяжелому поражению и возвращению уже не в полуколониальное, а открыто колониальное положение. О степени необходимой тяжести и колонизации у Англии, «старой» Европы, Польши, американских республиканцев с демократами и самой Украины могут быть разногласия, но сам факт сомнению не подвергается. И некое иллюзорное, столь желанное для большинства российского правящего класса «перемирие по линии фронта» если вдруг неожиданно и состоится, то будет коротким и содействующим перегруппировке и укреплению украинско-западных сил. Пока, впрочем, перспектив и такого перемирия не просматривается. Иронизируй-не иронизируй про «русских патриотов Джонсона, Зеленского и фон дер Ляйен, которые не дадут московским пораженцам капитулировать», но до шуток ли, когда это чистая правда?
Сегодняшняя новость, еще более шокирующая, чем вчерашний обмен, окончательно и красноречиво раскрывает всю стратегию российской «элиты». Итак, сообщение министерства обороны:
«ВС РФ в качестве шага доброй воли завершили выполнение поставленных задач на острове Змеиный и вывели находившийся там гарнизон, сообщили в Минобороны РФ. Тем самым мировому сообществу продемонстрировано, что Российская Федерация не препятствует усилиям ООН для организации гуманитарного коридора по вывозу сельскохозяйственной продукции с территории Украины. Данное решение не позволит Киеву спекулировать на теме надвигающегося продовольственного кризиса, ссылаясь на невозможность вывоза зерна из-за тотального контроля Россией северо-западной части Черного моря, заявили в ведомстве. Теперь слово за украинской стороной, которая до сих пор не разминирует побережье Черного моря у своих берегов, включая припортовые акватории, говорится в сообщении».
Не будем о тяжелейших военно-стратегических последствиях данного решения. О том, что, возможно, это выбор лучшего пути из худших, говорит такой рьяный критик российской власти, как Игорь Стрелков (подчеркну, ВОЗМОЖНО – мнения существуют самые разные). Берем только политическое и пропагандистское содержание. Как думаете, «мировое сообщество», которое РФ стремится накормить украинскими зерновыми и облагодетельствовать «шагом доброй воли», расценит отступление как означенный шаг? Нет, оно расценит его как шаг безумный и нелепый. Но приятный и выгодный себе. Который будет принят и, по традиции, обращен против нашей страны. К достижению целей «спецоперации» все это нас не приближает, а победу в [не-спецоперации] — отдаляет и делает еще дороже.
Как говорит Дмитрий Киселев – «впрочем, ничего нового».
Российским же информационным представителям я рекомендую для пущей эффектности делать заявления о «шагах доброй воли» и обменах «азовцев» * на фоне триптиха с изображением Аллеи Ангелов, последствий ударов «Точкой-У» по центру Донецка и сожженного Дома Профсоюзов в Одессе. Или тетраптиха – с дымящимися развалинами Мариуполя.
Автор: Станислав Смагин
* Запрещенная в РФ группировка