26 июня 2021, 10:04

Левый берег стройки: к новым реорганизации Ростова

Я не раз писал о том, что застройка является в Ростове-на-Дону главным бизнесом, рентой, элитной «скрепой», желанной целью и одновременно одним из главных источников социальной власти. Впрочем, что я? Это хорошо известно и без меня. Порой сложно понять, начинается власть с застройки или дивиденды с застройки суть желанное последствие власти, но факт, что кирпичи, цемент и сетка рабица это вкусно, очень вкусно, вкуснее чем лобстеры, омары и черная икра.

Правда, глядя на бесконечную череду прокуроров города и области, изрядная часть из которых выходят из своих кабинетов не просто в отставку, но в наручниках, данная вкусность сродни рыбе фугу, сколь соблазнительной, столь и опасной. Видимо, соглашаясь на должность, они рассчитывают за полгода-год заработать нескольким поколениям потомков, а там хоть трава не расти и наручники дави.

Интеграция (хотя точнее сказать агрессивное и беспорядочное впихивание) застройки в облик города происходит по принципу «втыкаем в любом удобном месте, а где не втыкается – расчищаем и все-таки втыкаем». Причем расчистка порой происходит в самом прямом смысле слова подсечно-огневым способом. Как в случае с районом под романтическим названием «Говнярка», расположенном в возмутительно хорошем месте и совершенно случайно сгоревшим четыре года назад. Но постепенно места, что хорошие, что не очень, начали подходить к концу. Если только сносить новостройки и возводить совсем-уж-новостройки.

И тут в дело вступил золотой резерв – левый берег Дона. На право освоить лакомый многомиллиардный кусок изначально претендовали компании «СК-Новый Ростов», где в роли совладельца присутствует президент футбольного клуба «Ростов» Арташес Арутюнянц, и  «ЮгСтройИнвест». Затем первый игрок в результате каких-то закулисных игр сошел с дистанции, и градоначальник А.Логвиненко утвердил разрешение для «ЮгСтройИнвеста».

И новые цари левобережные, и городская стратегия развития обещают сделать из легендарной и кем только не воспетой развлекательно-туристической зоны настоящие Нью-Васюки. Гребной канал, аквапарк, ледовый дворец и, разумеется, новые бизнес-центры, ТРЦ и ЖК, да простит меня читатель за эти малоприличные аббревиатуры.

Чиновники и застройщики клятвенно заверяют, что на природу и экологию все это благолепие не повлияет, напротив, здания, зелень и воздух сольются в экстазе и будут друг друга дополнять и улучшать. Как поет ростовская группа «Доза радости», «я хочу быть директором кирпичного завода,

жить в единстве и гармонии с природой» (про кирпичи здесь весьма в «тему»). Однако насчет правдивости этих заверений существуют серьезные сомнения. И это первая проблема.

Вторая, тесно смыкающаяся с первой – почвенно-гидрологические. Есть огромные опасения относительно взаимно негативного влияния Левбердона на застройку и застройки на Левбердон в этом разрезе. Один из главных экспертов-«застройкоскептиков», заведующий кафедрой градостроительства ААИ ЮФУ Александр Бояринов, так оценивает перспективы прожекта.

Во-первых, это пойменная территория, которая время от времени подвергается паводковому затоплению до 4-5 метров. И многие ростовчане ещё помнят бескрайнее море воды от Ростова до Батайска и Азовского моря.

Во-вторых, данная территория затапливается в случае аварийного сброса вод или прорыва плотины (при чрезвычайных ситуациях) Цимлянского водохранилища. При этом расчёты, выполненные московской специализированной организацией «Аквариус» показывают, что приходящая на эту территорию разрушительная волна достигает высоты 7-9 метров в зависимости от рельефных препятствий.

Есть и третья причина, по которой не стоит вести жилищное строительство на данной территории. Заключается она в том, что Левобережье имеет сложный, недостаточно изученный гидрологический режим, в котором, как в пористом шоколаде, подземные водные потоки и линзы открытых водоёмов тесно связаны с Доном.

Это хорошо видно, когда в периоды сильных ветров, так называемых верховок и низовок, уровни воды в Дону, гребном канале и озёрах за короткое время выравниваются. После катастрофических событий в Крымске (Краснодарский край) вышло постановление президента о запрете строительства жилья в паводковых зонах.

Возводить на таких участках жилые здания можно только в случае острой необходимости, предварительно необходимо проведение всех инженерно-технических мероприятий, исключающих негативные последствия такого строительства.

В нашем случае для этого потребовалось бы поднятие уровня территории на 5-6 метров, для чего потребуются миллионы кубометров песка, отвечающего определённым требованиям, и затем почвенный покров для растительности. Кроме того, такие объёмы песка, как показывает строительство насыпей для авто- и железнодорожного транспорта, передавливают и перенаправляют подземные водотоки, что уже привело к подтоплению территории и подвалов в домах Батайска.

Недавнее южнороссийское дождеизвержение все опасения только усугубили.

Отмечу еще один нюанс. Еще недавно, ликвидируя общественно-культурно ценные объекты для освобождения их места под застройку, можно было обещать в перспективе перенести их на левый берег. Именно это обещали и обещают относительно легендарного ростовского ипподрома, который вот-вот закроют. Теперь же, когда Левбердон начнут осваивать, встанет вопрос: что, и правда переносить? Не для того же места отдавали под застройку, чтобы отнять площадь у новой застроечной платформы. Теперь, видимо, будут обещать перенести под Азов. Или под Новочеркасск. И так пока до МКАД не дойдет.

Автор: Станислав Смагин