Кубанские чиновники тратят сотни бюджетных миллионов на лояльность СМИ и собственный имидж — мнение

Большой резонанс на днях получила ситуация с «закупками» властями Краснодарского края информационных услуг, под которыми фактически и неприкрыто подразумевается расхваливание этих самых властей.

Politema уже освещала данный вопрос. А сейчас мы обратились за комментарием к краснодарскому журналисту Андрею Кошику.

— Каждый год в новостной ленте появляются сообщения с громкими заголовками и девятизначными цифрами — сколько на этот раз администрация Краснодарского края потратит на информационное обслуживание. Например, в 2017 году речь шла о 745 млн рублей, в 2018 – 571 млн, в прошлом году – 637 млн. Суммы неокончательные, в течение года объявляются дополнительные тендеры.

Естественно, эти бюджетные траты иначе как откровенной покупкой лояльности СМИ не назовешь. Ведь помимо непосредственного информационного обслуживания – рассказа о том, что администрация делает хорошего, такие контракты в подавляющем большинстве случаев подразумевают и замалчивание того, что администрация делает плохо или вовсе не делает.

Речь идет о реальных проблемах реальных людей, требующих от власти реакции. Банальная вещь, но любой редактор понимает: если параллельно с рассказом о надоях и бесконечных совещаниях писать о том, что выведет чиновников из себя, во-первых, департамент может не закрыть уже действующий контракт, а во-вторых, новых траншей ждать не стоит. Так появляется внутренняя самоцензура, с годами входящая в образ мыслей. Это одна, причем самая очевидная и броская, сторона проблемы.

Если посмотреть распределение сотен миллионов рублей среди СМИ Кубани, убедимся – в реальности редакции вовсе не жируют. Львиная доля трат идет на краевое телевидение, работа которого стоит дорого уже исходя из технических характеристик. Оставшаяся сумма размазывается по тарелке тонким слоем – большая часть тендеров не превышает 2 млн рублей. Распределите эту сумму на целый год и поймете, что для компании со штатом сотрудников деньги небольшие. Так что вряд ли информационное обслуживание можно назвать основным источником доходов формально независимых изданий. Но в отличие от коммерческой рекламы и периодической «джинсы» такие поступления являются стабильными и регулярными, что важно для любой бухгалтерии. Бюджеты традиционных СМИ (вчистую проигрывающих не просто коллегам из интернета, а уже мессенджерам) сокращаются с каждым годом. Не просто бизнес, а госкорпорации охотнее тратят суммы на рекламу в Instagram и Telegram, потому что там нужный текст заметят быстрее.

Краснодарский журналист Кошик отметил также принципиально иной подход к этому сос стороны чиновников.

— Большинство подобных PR материалов создаются для одного заказчика. Чиновникам абсолютно не важно качество контента, его вменяемость, им важны столбцы с цифрами и ссылками на вышедшие публикации. Никто не оценивает эффективность таких панегириков, оплачиваемых сотнями бюджетных миллионов. Конкретная ситуация: на федеральном канале выходит сюжет с жесткой критикой местных властей. Что делает администрация? Тут же тиражируют в сидящих на бюджетной игле СМИ однотипный текст про «заказуху» и «происки врагов». Федеральный выпуск просмотрят миллионы россиян, а нелепую попытку реабилитироваться – в лучшем случае несколько сотен читателей, но исполнитель докладывает начальству: информационную атаку отбили. И пока в высоких кабинетах сохраняется такой подход, информационное обслуживание за счет налогоплательщиков сохранится.

Еще один момент, вероятно, связанный с коррупцией. Если цену минуты на телевидении хоть приблизительно можно технически просчитать, у выпуска экземпляра газеты тоже есть конкретная стоимость, информационное обслуживание в интернете общим аршином не измерить.

Вот список СМИ, выигравших тендеры администрации Краснодарского края — РБК, «Российская газета», «Наша версия» и «РуФокс». Почему одно из них получило из бюджета 6 млн, другое 2 млн, а третье 500 тысяч? Кстати, попытайтесь определить, работу какого из СМИ во сколько оценили! Кто вообще замеряет насколько публикация в РБК эффективнее или нет статьи на сайте «РуФокса» и сколько за них нужно платить? Понятно, что состоялся тендер и победитель определяется стандартной процедурой, но как проходят договорные тендеры всем прекрасно известно.

Добавить комментарий Отменить ответ

Exit mobile version