Уходящая неделя запомнилась проведением президента Украины Владимира Зеленского отчетной пресс-конференции по итогам двухлетия своего правления. Если в прошлом году украинский лидер проводил встречу с журналистами на свежем воздухе, объясняя это соблюдением эпидемиологических норм, то в нынешнем для места проведения он выбрал ангар авиаконцерна «Антонов».
Затронув ряд внутриукраинских вопросов, Зеленский перешел к вопросу Донбасса. Среди возможностей решения вопроса, украинское руководство рассматривает возможность проведения общенародного референдума, где населению предложат выбрать вариант урегулирования. Вторым важным фактором для Зеленского, по его словам, является личная встреча с президентом России Владимиром Путиным.
Предложения Зеленского, а также текущие российско-украинские взаимоотношения в беседе с «Политомой» обсудил руководитель Центра геополитических исследований Института инновационного развития Дмитрий Родионов.
«Зеленский говорит, что хочет отдельно встретиться. То отдельно с Путиным, то в Нормандском формате. На пресс-конференции он заявил, что для решения конфликта необходима как двухсторонняя встреча с Путиным, так и привлечение к переговорам США. Однако при уточнении, в каком формате он видит привлечение Соединенных Штатов, он ушел от ответа.
В целом он сказал много непонятных вещей: «Я не знаю, в каком формате привлекать Соединенные Штаты, я не знаю, как решим конфликт, но я хочу его решить». Хочется ответить: «Ты сначала узнай, сначала разработай какой-то план или хотя бы выполни то, что тебе было поручено сделать на последнем Нормандском саммите, уже почти два года прошло, а потом уже говори, что ты хочешь что-то с кем-то обсуждать». А что собственно обсуждать? Обсуждать то, по сути, нечего.
И, понятное дело, что в российском МИД ответили достаточно корректно. Они же не могли сказать, что не хотят встречаться с Зеленским, потому что он полный кретин, ничего не умеет, ни на что не способен. Нет, они достаточно вежливо ответили о том, что готовы рассмотреть предложения, обсудить. Но предложения, которые озвучивал глава украинского МИД Кулеба, что встреча Зеленского с Путиным возможна только в том случае, если там будет обсуждаться Донбасс и Крым. Если будет так ставиться вопрос, то встреча в принципе невозможна, потому что Крым обсуждать вообще нечего, эта тема закрыта раз и навсегда. И по Донбассу Зеленскому сказать нечего, в чем он сам прямым текстом и признался. Никакой встречи не будет. Понятно, что Москва будут сохранять политкорректность и не посылать открытым текстом этого человека, но по сути всё понятно. Обсуждать нечего и не с кем. Соответственно никакой встречи ни Путина с Зеленским, ни с привлечением американцев, ни в Нормандском формате не будет».
Еще раз персона Путина была упомянута в контексте его предстоящей встречи с главой Белого дома Джо Байденом. Дмитрий Родионов объяснил, почему для Зеленского крайне важно встретиться с Байденом до его переговоров с Путиным.
«Что касается того почему он в принципе опасается переговоров, то мы помним, что ещё когда Трамп стал президентом Соединённых штатов, то какая была на Украине истерика на тему того, кто первый встретится с Трампом: Порошенко или Путин. Ходили слухи, что Порошенко даже заплатил Трампу за то, чтобы тот с ним встретился, пять минут поговорил и сфотографировался. Вы помните, как Климкин ездил в Вашингтон, фотографировался с Трампом, и всё это подавалось, как величайшее геополитическое достижение. С тех пор ничего не изменилось.
Обратите внимание, на пресс-конференции Зеленский повторил ровно всё тоже самое, что он говорил в своей избирательной компании: и то, что он хочет остановить войну, и то, что он хочет сделать Украину страной мечты, и то, что он приговор Порошенко вынесет, хотя уже два года прошло и это смешно звучит, потому что Порошенко до сих пор на свободе. Мы видим, что со времён Порошенко не изменилось абсолютно ничего. Как в те времена была у них национальная игра «обгони москаля» с 31-м президентом США, так и сейчас тоже самое.
Ну даже встретится он первым с Байденом, что это изменит? Абсолютно ничего. Украина действительно не субъект, а объект и решаться её судьба будет после переговоров Байдена с Путиным, а не Байдена с Зеленским. Поэтому понятное дело, что они дико ревнуют, дико возмущаются из-за этого, но сделать они ничего не могут».