Команда губернатора Михаила Развожаева и её партнёр — Государственная транспортная лизинговая компания оставили Севастополь без новых катеров. Они должны были быть доставлены в город с июня 2021 года по июнь 2022 года. Но из-за попустительства местных чиновников, закрывших глаза на невыполнение Государственной транспортной лизинговой компанией обязательств по контракту с городскими властями, лишены новых судов жители и гости города, которых вынуждают пользоваться старыми катерами.
В Севастополе есть три городских морских пассажирских маршрута сегодня: Графская пристань — Северная, Артиллерийская бухта — Радиогорка, Графская пристань — Троицкая. Они обслуживаются морскими катерами, на которых жители и гости города добираются с северной стороны на южную и с южной стороны на северную, и удобны тем, что можно быстрее и дешевле, чем на автотранспорте, попасть из одной части Севастополя в другую. Маршруты обслуживаются частными перевозчиками и государственным предприятием «Севэлектроавтотранс» — крупнейшим в городе пассажирским перевозчиком, оператором наземных (троллейбусами и автобусами) и морских перевозок (паромами и катерами).
По данным главы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя Павла Иено, выписанного губернатором Развожаевым из Керчи, в мае 2022 года у «Севэлектроавтотранса» были девять пассажирских катеров, из которых пять — не на ходу, три — на маршрутах (какова судьба ещё одного — чиновник не уточнил). Все катера построены по проекту 1438 «Молодёжный», были построены в 1979-1982 годах, используются дольше 30 лет — при том, что нормативный срок их эксплуатации — 25 лет.
Ещё в июне 2019 года, когда губернатором был Дмитрий Овсянников, возглавляемое им правительство Севастополя одобрило заключение с Государственной транспортной лизинговой компанией лизингового контракта о приобретении для города пяти новых катеров вместимостью 250 человек каждый. Однако после того, главой Севастополя стал Михаил Развожаев в июле 2019 года, тему покупки катеров в правительстве города заминали. Хотя работа в этом направлении велась.
Как узнала «Политема», 30 октября 2019 года государственное предприятие «Севэлектроавтотранс» и Государственная транспортная лизинговая компания заключили контракт о поставке в город пяти новых катеров.
Согласно условиям этого контракта (копия есть у редакции), его цена составила 2 миллиарда 310 миллиона рублей (деньги бюджета Севастополя); Государственная транспортная лизинговая компания обязалась поставить первый катер до 30 июня 2021 года, второй — до 30 сентября 2021 года, третьего — до 31 декабря 2021 года, четвёртого — до 31 марта 2022 года, пятого — до 30 июня 2022 года. Оплата катеров — вдолгую, осуществляться она должна была только поставки катеров в город (с июля 2021 года, с октября 2021 года, с января 2022 года, с апреля 2022 года, с июля 2022 года) до 20 мая 2026 года.
Команда Развожаева, судя по публикации «Российской газеты» в феврале 2020 года, проявила невежество в теме поставки новых катеров — тогда в правительстве Севастополя даже не знали, где будут строиться суда.
Хотя, по сведениям «Политемы» (получены из системы госзакупок России), ещё 1 ноября 2019 года Государственная транспортная лизинговая компания и пул отобранных ею подрядчиков — акционерное общество «Центральное Конструкторское Бюро «Нептун» (Санкт-Петербург), закрытое акционерное общество «Нефтефлот» (Самара), Акционерное общество «Судостроительный завод «Вымпел» (Рыбинск, Ярославская область). Цена контракта составила 1 миллиард 245 миллионов рублей. Согласно условиям отбора судостроителей, все пять катеров должны были быть поставлены Государственной транспортной лизинговой компании не позднее мая 2022 года.
Однако катера не переданы подрядчиками Государственной транспортной лизинговой компании, а та, соответственно, не передала их Севастополю. Документально подтверждённых сведений о переносе срока поставки судов нет.
В правительстве Севастополя, замалчивавшем проблему, вынуждены были дать объяснения этой ситуации только после того, как вопрос о пяти новых катерах для города был поднят в заксобрании Севастополя в мае 2022 года. Тогда директор департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя Павел Иено признал просрочку судов и риски того, что города не получит катера, а также объявил, — не подтвердив это никакими документами, — что якобы чиновники взыскали с Государственной транспортной лизинговой компании «порядка 80 или 100 миллионов» рублей за провал поставки катеров.
«Мы с ними (Государственной транспортной лизинговой компанией — прим.) в диалоге <…>. Требуем от них предоставить чёткие графики, предоставить информацию, в каком находятся состоянии эти катера. Я отправлял сотрудника с разведкой на территорию двух заводов, где производится сборка: пять корпусов — собранные, два корпуса находятся в высокой стадии [готовности], но мы не увидели начинку этих судов».
В июне 2022 года тот же Иено в эфире местного СМИ объявил, что пять корпусов катеров собраны, два из них — в высокой степени готовности, их «начиняют» оборудованием.
«Я боюсь делать какие-то анонсы, прогнозы. Мы очень хотели бы увидеть хотя бы два катера в этом году», — сказал глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя.
Кроме того, согласно полученной «Политемой» информации из судебных материалов, Государственная транспортная лизинговая компания в арбитражном суде в марте 2022 года взыскала с акционерного общества «Центральное Конструкторское Бюро «Нептун» — одного из строителей судов для Севастополя — 10,33 миллиона рублей неустойки за просрочку поставок катеров, предназначенных Севастополю.
Напомним, в заксобрании Севастополя призвали губернатора Михаила Развожаева образумиться в вопросах распределения земель и застройки территорий города.
Ранее стало известно о призыве руководства парламента Севастополя к Развожаеву поменьше пиариться и больше работать.