Юлия Харламова — о строительстве путепровода между Арменией и Грузией

Реконструкция трансграничной дороги «Ванадзор — Баграташен» в рамках путепровода «Великого шелкового пути» через Армению и Грузию будет завершена до начала декабря. В результате реконструкции тоннельные участки горной дороги расширят до двух полос, что позволит увеличить не только двусторонний грузооборот между Арменией и Грузией, но и в целом транзит по путепроводу.

Армяно-грузинская дорога является частью этого проекта, который развивают Китай и Евросоюз. Реконструкцию трассы финансируют Азиатский банк развития (ADB), Европейский инвестиционный банк (EIB), а также напрямую Евросоюз, выделивший грант на сумму €4,25 млн.

Озвученные планы затрагивают напрямую интересы России в регионе в контексте борьбы за рынок Евросоюза. Москве следует принимать оперативные решения по этому вопросу, если руководство страны заинтересовано в получении своих выгод. Такое мнение в беседе с «Политемой» озвучила профессор кафедры транспортного права Юридического института Российского университета транспорта  МИИТ Юлия Харламова.

«Южный Кавказ, конечно, находится в орбите интересов России и не только России. С точки зрения геостратегий и в данном случае новых геоэкономических и логистических решений, Южный Кавказ является достаточно важной точкой, поэтому за него идёт борьба. Возрождаемый новый «великий шелковый путь» — это создание новой логистической и транспортной инфраструктуры. Это торговый передел мира, в который Южный Кавказ, конечно же, попадает.

Китай, как инициатор, создания этого проекта «Один пояс — один путь», в том числе, ведёт борьбу за бывшие постсоветские республики, и действительно пытаются их вовлечь в орбиту своих национальных интересов.

Что касается интереса России в том, что республики бывшего Советского Союза соединяются новыми транспортными артериями (а в частности, речь идёт о Грузии и Армении), естественно, если Россия участник этих новых инфраструктурных проектов, соответственно, — это в её интересах. Если Россия вне участия и не является активным участником новых транспортных решений, новых логистических и инфраструктурных решений — это идёт вне её интересов. Вообще вся концепция нового «шёлкового пути» по большому счёту вне интересов России.

Идёт активная борьба Китая за рынок Евросоюза. Как я понимаю, государства Евросоюза, по крайней мере, развитые в промышленном отношении части Германии и части Италии активно лоббируют все эти инициативы Китая, даже в разрез решений евробюрократов которые сейчас находятся у власти.

Резюмируя, могу сказать, что действительно Южный Кавказ, и все противоречия, которые там возникают, активно используются разными сторонами. В том числе китайской стороной, которая в своих интересах продвигает концепцию «Один пояс — один путь», или как его ещё называют проект нового «шёлкового пути», который по большому счёту идёт вне интересов России. Если учесть то, что Россия, в своё время активно вложилась в железнодорожную сеть Армении, и по сути спасла железнодорожную основу транспортной отрасли этого маленького государства, то нужно делать определённые выводы об обоснованности стратегических инвестиционных решений. А вот что касается Грузии, то там давно обострилась борьба за порты и за портовую инфраструктуру. Эта борьба идёт уже не один год и не одно десятилетие, между американскими и китайскими инвесторами. До последнего времени, верх одерживали в Грузии американцы, но ситуация меняется достаточно быстро, поэтому, я думаю, китайцы в скором времени статус-кво восстановят».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru
Exit mobile version