«Быстрое вхождение» Швеции и Финляндии в состав НАТО откладывается на неопределенный срок из-за принципиальной позиции Турции, которая потребовала выполнения ряда требований для принятий новых кандидатов. Среди таковых — признание Хельсинки и Стокгольмом «Рабочей партии Курдистана» террористической организацией, а также возобновления ряда проектов по перевооружению Турции внутри НАТО.
Сейчас наступает время, когда страны готовы высказывать свои претензии, в число которых входит и Турция. По мнению кандидата исторических наук, доцента Максима Медоварова, которое он высказал в беседе с «Политемой» президент Реджеп Эрдоган всячески готов отстаивать суверенитет страны, в особенности в нынешних условиях.
«Эрдоган стремится максимально обеспечить суверенитет Турции (точнее, возглавляемой им части элиты) на мировой арене и при этом исключить любой санкционный ущерб, что важно в связи с крайне нестабильной ситуации в Турции по части продовольствия и финансов. Оппозиция Эрдогана (гюленисты, кемалисты из НРП, курды из ДПН, часть националистов в лице «Хорошей партии» Акшенер) пользуется поддержкой Запада, который предпочел бы привести в Анкаре к власти своих марионеток.
Противодействуя антироссийским санкциям и расширению НАТО, Эрдоган улучшает отношения со странами Азии и, в то же время, усиливает свое влияние в Венгрии и Хорватии, которые также со дня на день могут присоединиться к турецкому вето на вступление Швеции и Финляндии в НАТО. От США Эрдоган хотел бы снятия оружейных санкций, то есть разрешения на поставки в Турцию истребителей и так далее, по этому вопросу он готов торговаться и рассмотреть различные варианты».
При этом от ЕС и НАТО Турция не ждет ничего хорошего, — продолжает спикер. — Сейчас наблюдается напряженность в отношениях с Грецией, из-за которого турецкие войска отказались от участия в последних натовских морских учениях.
«Эрдоган жизненно заинтересован в тесных экономических связях с Россией. В то же время он не прочь подождать максимального военного ослабления и России, и Украины, чтобы усилить собственное влияние на Черном море.
Скандинавские страны являются прочным оплотом этой турецкой оппозиции, включая гюленистов и курдских повстанцев. Правительства Швеции и Финляндии значительно зависят от поддержки курдской диаспоры. Они не могут уступить Турции и не выдадут ей даже единичных лидеров курдов и гюленистов. Поэтому в перспективе ближайших месяцев следует ожидать не принятия Швеции и Финляндии в НАТО, а двусторонних военных договоров США и Великобритании с этими странами об их «защите» вплоть до возможности создания там англо-американских военных баз (хотя пока что шведы и финны формально отрицали такую возможность)».
Фото: Pixabay.com
* гюленисты —международное общественное движение, зародившееся в Турции в начале 70-х годов и возникшее вокруг идей турецкого писателя Фетхуллаха Гюлена, политические оппоненты Реджепа Эрдогана
** кемалисты — последователи идеологии турецкого национализма, выдвинутой Мустафой Кемалем Ататюрком.