26 ноября 2021, 19:20

Эксперт оценил борьбу за духовное лидерство на Северном Кавказе

Эксперт оценил борьбу за духовное лидерство на Северном Кавказе

В кавказском исламском мире продолжается процесс противостояние духовных лидеров. Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМР) во главе с шейхом Талгатом Таджуддиновым пока стоит в сторонке в конфликте вокруг южнороссийских муфтиятов. Делят умму два других духовных лидера — председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдинов и глава Координационного центра мусульман Кавказа Исмаил Бердиев.

Получение контроля над кавказской уммой представляется окончательной победой в споре, какой центр будет являться в России главным. Директор Центра исламоведческих исследований Академии наук Татарстана, кандидат политических наук Ринат Патеев в беседе с «Политемой» рассказал, что этот процесс длится еще с 90-х годов, когда началась реструктуризация исламского религиозного пространства на Северном Кавказе и на Юге России.

«Традиционно, мусульманские общины русскоязычных регионов Юга России входили в состав духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). Да и после распада, они некоторое время ориентировались, в основном, на структуры, которые были наследниками этого традиционного муфтията во главе с Верховным муфтием шейхом Талгатом Таджуддином. В 90-х ситуация была непростой и началась фаза создания параллельных структур, в том числе, на Северном Кавказе. Республиканские общины до этого так же имели своё единое духовное управление мусульман ещё со времён СССР.

К 2000-м ситуация несколько стабилизировалась, появились и укрепились республиканские духовные управления. Кстати, некоторые из северокавказских духовных управлений тоже ориентировались на создаваемые структуры за пределами региона, но их общины юридически входили в состав республиканских религиозных структур. Однако последние несколько лет, там началась активизация структур, которые возглавляет шейх Равиль Гайнутдин. Совет муфтиев России и недавно созданное Духовное управление мусульман Российской Федерации являются традиционными соперниками Талгата Таджуддина и возглавляемого им Центрального духовного управления мусульман России в Уфе.

Сначала эта ситуация проявилась на Юге России. В том числе в Краснодарском крае и республике Адыгея, а позже и в Дагестане, где представители отдельной общины, традиционно входившей в состав Духовного управления мусульман Дагестана, заявили, что они теперь войдут в структуру Духовного управления мусульман Российской Федерации».

Ринат Фаикович подчеркивает, что существенно нового в этой ситуации ничего нет, поскольку отношения между муфтиями постоянно были непростыми. Это постоянно провоцирует конкурентную борьбу между духовными центрами.

«Я не думаю, что это очень сильно что-то поменяет или может привести к радикальным противостояниям. Показательные заявления об ориентации отдельных северокавказских джаматов и общин на Москву (ДУМ РФ) — это просто новый формат в этом противостоянии, не более.

Сейчас идет новый тренд на снижение волны религиозного возрождения, и духовные управления пытаются заявлять о себе, выстраивая новые форматы влияния в спорных регионах и иногда переходят в конкурентные, а то и вовсе в конфликтные противостояния. Мусульманское

религиозное пространство весьма фрагментированное и расколотое, но я не думаю что Духовное управление мусульман Российской Федерации сможет перехватить инициативу у традиционных организаций, в силу их влияния и количества общин, входящих в их состав и поддерживающих региональные религиозные структуры».

 

Фото: Pixabay.com