14 мая 2021, 15:10

Изучение русского языка в странах СНГ нужно развивать не во вред интересам России: мнение Эдуарда Попова

Президент России Владимир Путин в ходе совещания с членами правительства в четверг, 13 мая, выразил неудовлетворение изучению русского языка в странах СНГ. Он распорядился министру просвещения Сергею Кравцову представить дополнительные предложения по этой проблеме. По словам Путина, вопрос об улучшении условий изучения русского языка регулярно поднимается в ходе его контактов с лидерами стран СНГ.

По мнению директора Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуарда Попова, которое он высказал в беседе с «Политемой», проблема русского языка является более серьезной, чем та, которую озвучил президент.

«В 2011 году ваш покорный слуга проводил международную конференцию на тему русского языка в странах ближнего и дальнего зарубежья. То есть 10 лет назад мы, привязав эту тему ко Дню славянской письменности и культуры, обозначили острые проблемные точки, связанные с преподаванием русского языка и в бывшем СССР, и в странах бывшего соцлагеря.

Очевидно было уже тогда и много ранее, что ситуация являлась весьма прискорбной и, может быть, даже плачевной. Сокращается число носителей русского языка и число владеющих им иностранцев. Это действительно государственная проблема и, соответственно, решать её нужно на государственном уровне. Я обратил бы внимание на некоторые детали в заявлении нашего президента. Поднятие уровня преподавания языка в бывших советских республиках автоматически не приведёт к улучшению ситуации в рамках русского мира с русской культурой. Я такой прямой связи между числом носителей русского языка и богатством русской культуры не вижу.

Очевидно в чем интерес республик бывшего СССР. Такие страны как Таджикистан, Узбекистан, Киргизия давно стали экспортерами в Россию рабочих рук, которым не находят применения у себя на родине. Поэтому их стремление улучшить, расширить преподавание русского языка за счет России носит не просто меркантильный характер, а имеет эгоистичный интерес. Поэтому Россия должна взвесить все за и против и понять свой собственный интерес. Русский язык, я полагаю, нужно использовать как инструмент культурного и политического влияния России в тех странах, где Россия готова вложиться в обучение русскому языку местного населения. Чтобы русский язык был не инструментом решения проблем определённых стран за счет России, а чтобы Россия, реализуя программы по изучению русского языка, достигала своих целей.

Я боюсь, что у нас пока государство идет на поводу вот такой краткосрочной тактической работы. Нам нужно не обучать русскому языку жителей других стран, а давать этим людям базовые основы с возможностью углубления и расширения этих основ в русскую культуру, чтобы люди, которые изучают русский язык, в то же время впитывали в себя хотя бы базовые ценности русской культуры. Это нужно для того, чтобы они были не русскоязычными, а русскокультурными людьми. Очень хочется, чтобы государство мыслило в таких категориях. В противном случае за наш счёт мы будем множить число трудовых мигрантов, которые будут деньги, заработанные в России, переправлять себе на родину. Поэтому я против такого усечённого, не стратегического подхода к этой проблеме.

В заявлении президента речь шла также об обучении иностранных студентов в российских вузах. Я преподаватель и могу сказать, что наша российская система никак не работает над тем, чтобы иностранные студенты становились частью русского мира. Никак не происходит адаптация к ценностям русской культуры. У кого-то происходит, но это не заслуга высшей школы, это происходит в ходе общения. Поэтому если мы предоставляем бюджетные места иностранным студентам из стран, не относящихся традиционному ареалу русского мира, мы должны перестроить научно-учебную и культурную нагрузку таким образом, чтобы иностранные студенты уезжали к себе домой или оставались в России, став частью русско-культурного ареала. В выступлении президента об этом не говорится.

Это не значит, что этой мысли нет. По крайне мере она не озвучена, но её нужно озвучивать и не стесняться это делать. Страны Западной Европы, которые имеют давние традиции и поддерживают контакты со странами бывшими колониями и доминионами, имеют хорошо отлаженные, наработанные механизмы поддержки вот этого высокого статуса своей культуры. Нам нужно учиться у этих стран. Россия может и должна расширять круг преподавания русского языка за рубежом, может и должна предоставлять бюджетные места в вузах для абитуриентов из отдельных стран ближнего и дальнего зарубежья, но Россия также может и должна делать всё это исходя из своих интересов, а ни в кое случае не помогать странам, зачастую не очень дружественным России, решать их собственные социальные проблемы».

Материал подготовил Александр Иващенко, специальный корреспондент Politema.ru